Римское общество и государства и период принципата.
Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью imperium, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.
Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией (он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным станет положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона".
Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами (Октавиан 13 раз избирался консулом, 3 раза цензором и 37 раз народным трибуном). Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор - формировать сенат из своих сторонников, как трибун - наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика - верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.
Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.
Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената - сенатус-консульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов - часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях.
Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных. Чиновничьи должности стали получать и вольноотпущенники императора, и даже его рабы. К высшим чиновникам, назначавшимся из сенаторов и всадников, относились префект претория, командовавший императорской гвардией, префект города Рима, распоряжавшийся полицейскими когортами, префект Египта, префект, отвечавший за снабжение продовольствием и др.
Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые - назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении - сената и принцепса.
Создаваемый чиновничий аппарат не представлял собой стройной системы и был, особенно в первые века империи, сравнительно малочисленным. Но по сравнению с республиканским он обеспечивал более эффективное управление разросшимся государством в силу складывающейся централизации и иерархии чиновничества.
Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса - фикс. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом провинции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громадные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских поместий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы.
Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.
Армия. Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной, но и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти. Более того, армия превращается во влиятельную политическую силу, от которой зависела порой и судьба самого принцепса. Если при республике единство политической власти и военной силы олицетворялось центуриатным собранием военнообязанных граждан и сенатом, распоряжавшимся армией, то теперь это единство олицетворялось принцепсом. В Риме возникает единая военно-бюрократическая организация управления.
После перехода к профессиональной армии она превращается в корпоративную организацию. Октавиан произвел ее реорганизацию, разделив на три части. Привилегированное положение занимала преторианская гвардия. Ее когорты при Октавиане насчитывали 9000 человек. Преторианцы набирались из римских граждан италийского происхождения и получали жалованье в 3,5 раза больше, чем легионеры, служили 16 лет и после отставки располагали солидным имуществом и пополняли ряды господствующего класса. Основную часть армии (при Октавиане 300 000 человек) составляли легионеры, набиравшиеся из граждан римских провинций. Они служили 20 лет и получали жалованье, позволявшее после отставки завести небольшое рабовладельческое хозяйство и влиться в состав провинциальной знати. Третью часть армии составляли вспомогательные войска (численностью до 200 000 человек), комплектовавшиеся из жителей провинций, не имевших прав римских граждан. И хотя жалованье у них было в три раза меньше, чем у легионеров, и срок службы 25 лет, а дисциплина жестче и наказания суровее, служба во вспомогательных войсках все же привлекала возможностью получить римское гражданство, а для неимущих и скопить некоторые средства. После упоминавшегося эдикта Каракаллы, давшего римское гражданство всем свободным империи, социальная разница между легионными и вспомогательными частями исчезает, растет корпоративный дух армии, что еще больше увеличивает ее политическую роль.
- Предмет, метод и периодизация игпзс.
- Древневосточная деспотия как форма государства стран Древнего Востока.
- Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона.
- Государственный строй Древнего Вавилона.
- Варново-кастовый строй Древней Индии.
- Государственный строй Древней Индии в эпоху Маурьев.
- Источники права Древней Месопотамии. Общая характеристика законов царя Хаммурапи.
- Регулирование имущественных отношений по законам царя Хаммурапи.
- Регулирование брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи.
- Преступления и наказания по законам царя Хаммурапи. Судебный процесс в Древнем Вавилоне.
- Источники древнеиндийского права. Общая характеристика законов Ману.
- Регулирование имущественных отношений по законам Ману.
- Регулирование брачно-семеных отношений по законам Ману.
- Преступления и наказания по законам Ману. Судебный процесс в Древней Индии.
- Социальная структура и правовое положение населения Спарты.
- Государственный строй Спарты.
- Право Спарты.
- Становление Афинского государства. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.
- Правовое положение населения Афин в 5-4 вв. До н.Э.
- Государственный строй Афин в 5-4 вв. До н.Э. Афинская демократия.
- Право Древних Афин.
- Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
- Правовое положение населения Рима в царский период.
- Государственный строй Рима в царский период.
- Правовое положение населения Рима периода республики.
- Государственный строй Рима периода республики.
- Римское общество и государства и период принципата.
- Доминат: общественный и государственный строй.
- Социальная структура и правовое положение населения Франкского Королевства.
- Государственный строй Франкского королевства.
- Регулирование имущественных отношений, договорные отношения по Салической правде.
- Преступления и наказания, судебный процесс по салической правде.
- Сеньориальная монархия во Франции: общественный и государственный строй.
- Социальная структура и правовое положение населения Франции в период сословно-представительной монархии.
- Государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии.
- Абсолютная монархия во Франции.
- Источники права феодальной Франции.
- Право собственности, обязательственное право феодальной Франции.
- Уголовное право, судебный процесс феодальной Франции.
- Нормандское завоевание Англии и его влияние на общественный и государственный строй. Реформы Генриха 2.
- Великая Хартия Вольностей 1215 г.
- Английский абсолютизм.
- Источники права феодальной Англии.
- Право собственности, обязательственное право феодальной Англии.
- Уголовное право, судебный процесс феодальной Англии.
- Общественный и государственный строй арабского халифата.
- Источники мусульманского права.
- Характеристика институтов мусульманского права («Право личного статуса», муамалат).
- Характеристика институтов мусульманского права (преступления и наказания, судебный процесс).
- Предпосылки, политические течения, движущие силы буржуазной революции в Англии.
- Индепендентская республика в Англии.
- Протекторат Оливера Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.
- Становление конституционной монархии в Англии. Habeas corpus act 1679 г.
- Американская революция: предпосылки, характер, своеобразие. Декларация независимости 1776 г.
- Конституция сша 1787 г.
- Гражданская война в сша и государственно-правовые последствия.
- Великая французская революция: предпосылки, политические течения, основные этапы.
- Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция 1791 г.
- Якобинская диктатура во Франции.
- Консульство и империя Наполеона Бонапарта: государственный строй и политический режим.
- Основные изменения в государственном строе сша в 20 в.
- Четвертая республика во Франции. Конституция 1946 г.
- Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.
- Государственное развитие Великобритании в 20 в.