Доминат: общественный и государственный строй.
Уже в период принципата рабовладельческий строй в Риме начинает клониться к упадку, а во II-III вв. назревает его кризис. Углубляется социальное и сословное расслоение свободных, усиливается влияние крупных земельных собственников, растет значение труда колонов и уменьшается роль рабского труда, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идеология, на смену культу традиционных римских богов идет христианство. Экономическая система, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формах эксплуатации и зависимости (колонат), не только перестает развиваться, но и начинает деградировать. К III в. становятся все более частыми и широкими восстания рабов, почти неизвестные начальному периоду принципата. К восставшим рабам присоединяются колоны и свободная беднота. Положение осложняется освободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим начинает переходить к оборонительным. Резко обостряется борьба за власть между враждующими группировками господствующего класса. После правления династии Северов (199-235 гг.) наступает полувековая эпоха "солдатских императоров", приводимых к власти армией и правивших по полгода, году, самое большее пять лет. Большинство из них были убиты заговорщиками.
Принципат подавил дух гражданственности у римлян, республиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, последний оплот республиканских учреждений - сенат окончательно подчинился принцепсу. С конца III в. начинается новый этап истории империи - доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.
Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом.
Титулы императора - Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами со своими религиозными культами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы - сервы.
Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет - консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. С отделением гражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники. Особняком стоит третья группа чиновников - придворные, возглавляемые играющим большую роль управляющим дворцом императора.
В отличие от принципата старые республиканские учреждения потеряли всякое общегосударственное значение. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты - в муниципальных должностных лиц.
Изменилась и военная организация. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают "варвары", порой используется и вооруженная сила их племен.
Преторианская гвардия, сыгравшая важную роль в эпоху "солдатских императоров", преобразуется в дворцовую стражу, которая, впрочем, порой тоже определяла судьбу императоров. Общеимперская полиция возглавлялась начальником императорской канцелярии (в Риме - префектом города), развившаяся тайная полиция - префектом претория.
Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина.
Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы. В экономической области Диоклетиан попытался приостановить обесценение денег в результате выпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Он выпустил полноценные золотые и серебряные монеты, но они скоро исчезли из обращения, и пришлось вернуться к выпуску низкопробных монет.
Более эффективной оказалась реформа налогообложения. Большая часть налогов стала взиматься не натурой, а деньгами. В целях обеспечения поступления налогов была введена периодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах вводилось подушное налогообложение. Поскольку за уплату налогов отвечали землевладельцы и городские чиновники, реформа способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии.
Военная реформа, закрепившая образование пограничных и подвижных войск, ввела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.
Наиболее далеко идущие последствия имела административная реформа Диоклетиана. Сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечные государственные перевороты времен "солдатских императоров", предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе соправителя - цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части - западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя - цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря.
После двадцатилетнего правления Диоклетиана и последовавшей борьбы за власть между его преемниками наступает период тридцатилетнего правления Константина (306-337 гг.), вновь восстановившего единство власти.
Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление колонов и ремесленников к земле и профессии. Эдиктами Константина ремесленные коллегии были превращены в наследственные, а постановлением (конституцией) "О беглых колонах" 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них.
В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.
Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена, в каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам - двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.
Префектуры делились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, диоцезы - на провинции, которыми управляли ректоры, провинции - на округа с окружной администрацией.
Если эти мероприятия Константина были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной политики первый перешел на противоположные Диоклетиану позиции. Диоклетиан в христианской церкви видел организацию автономную от государственной и, следовательно, препятствовавшую утверждению единовластия, а поэтому он запрещал отправление христианских религиозных обрядов, разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же уловил, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина в 337 году, - государственной религией.
Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината - военной, политической и идеологической.
Наконец, учитывая, что восточная часть империи относительно меньше западной подвергалась нападениям варварских племен и была экономически более развитой, Константин перенес туда свою столицу - в древнегреческий город Византии, дав ему новое название Константинополь. В 330 году Константинополь был официально провозглашен столицей империи. Перенос столицы в Константинополь закрепил процесс распада империи на две части, приведший в 395 году к окончательному ее разделу на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).
Экономическое обособление и политическое разделение империи совпало с периодом дальнейшего углубления общего кризиса рабовладельческого строя и было его проявлением и результатом. Раздел единого государства объективно был попыткой предотвратить гибель этого строя, разрушавшегося ожесточенной политической и идеологической борьбой, восстаниями покоренных народов, вторжениями варварских племен, от которых особенно страдала Западная Римская империя.
В 476 году командующий императорской гвардией германец Одоакр сверг с престола последнего римского императора и отослал в Константинополь знаки императорского достоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.
- Предмет, метод и периодизация игпзс.
- Древневосточная деспотия как форма государства стран Древнего Востока.
- Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона.
- Государственный строй Древнего Вавилона.
- Варново-кастовый строй Древней Индии.
- Государственный строй Древней Индии в эпоху Маурьев.
- Источники права Древней Месопотамии. Общая характеристика законов царя Хаммурапи.
- Регулирование имущественных отношений по законам царя Хаммурапи.
- Регулирование брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи.
- Преступления и наказания по законам царя Хаммурапи. Судебный процесс в Древнем Вавилоне.
- Источники древнеиндийского права. Общая характеристика законов Ману.
- Регулирование имущественных отношений по законам Ману.
- Регулирование брачно-семеных отношений по законам Ману.
- Преступления и наказания по законам Ману. Судебный процесс в Древней Индии.
- Социальная структура и правовое положение населения Спарты.
- Государственный строй Спарты.
- Право Спарты.
- Становление Афинского государства. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.
- Правовое положение населения Афин в 5-4 вв. До н.Э.
- Государственный строй Афин в 5-4 вв. До н.Э. Афинская демократия.
- Право Древних Афин.
- Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
- Правовое положение населения Рима в царский период.
- Государственный строй Рима в царский период.
- Правовое положение населения Рима периода республики.
- Государственный строй Рима периода республики.
- Римское общество и государства и период принципата.
- Доминат: общественный и государственный строй.
- Социальная структура и правовое положение населения Франкского Королевства.
- Государственный строй Франкского королевства.
- Регулирование имущественных отношений, договорные отношения по Салической правде.
- Преступления и наказания, судебный процесс по салической правде.
- Сеньориальная монархия во Франции: общественный и государственный строй.
- Социальная структура и правовое положение населения Франции в период сословно-представительной монархии.
- Государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии.
- Абсолютная монархия во Франции.
- Источники права феодальной Франции.
- Право собственности, обязательственное право феодальной Франции.
- Уголовное право, судебный процесс феодальной Франции.
- Нормандское завоевание Англии и его влияние на общественный и государственный строй. Реформы Генриха 2.
- Великая Хартия Вольностей 1215 г.
- Английский абсолютизм.
- Источники права феодальной Англии.
- Право собственности, обязательственное право феодальной Англии.
- Уголовное право, судебный процесс феодальной Англии.
- Общественный и государственный строй арабского халифата.
- Источники мусульманского права.
- Характеристика институтов мусульманского права («Право личного статуса», муамалат).
- Характеристика институтов мусульманского права (преступления и наказания, судебный процесс).
- Предпосылки, политические течения, движущие силы буржуазной революции в Англии.
- Индепендентская республика в Англии.
- Протекторат Оливера Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.
- Становление конституционной монархии в Англии. Habeas corpus act 1679 г.
- Американская революция: предпосылки, характер, своеобразие. Декларация независимости 1776 г.
- Конституция сша 1787 г.
- Гражданская война в сша и государственно-правовые последствия.
- Великая французская революция: предпосылки, политические течения, основные этапы.
- Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция 1791 г.
- Якобинская диктатура во Франции.
- Консульство и империя Наполеона Бонапарта: государственный строй и политический режим.
- Основные изменения в государственном строе сша в 20 в.
- Четвертая республика во Франции. Конституция 1946 г.
- Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.
- Государственное развитие Великобритании в 20 в.