§ 2. Предмет и методология теории государства и права
Что представляет собою теория государства и права?
Это наука, которая изучает государственные и правовые явления общественной жизни.
Каждая наука имеет свой предмет исследования: строго определенный круг изучаемых явлений и их закономерностей.
Предметом теории государства и права являются основные общее закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.
Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в следующем:
1. Теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития.
2. Содержание предмета теории государства и права составляют не любые, а основные общие закономерности государства и права, в которых проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.
3. Предмет теории составляют государство и право в их единстве. Почему и государство, и право изучаются в рамках одной науки? Потому, что они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолированно не могут. Государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности.
Исходя из особенностей предмета данной науки можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:
— общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право;
— юридической наукой, изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;
— общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.
Как и любая наука, теория государства и права выполняет определенные функции, характеризующие ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.
1. Познавательная функция выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.
2. Эвристическая функция. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.
3. Прогностическая функция. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой.
Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.
Методология теории государства и права. Если предмет теории показывает, что изучает данная наука, то ее метод отвечает на вопрос, как изучается государство и право. Метод науки — это способы изучения реальной действительности, общие исходные принципы, на которых базируется данная наука.
Методология теории государства и права — это применение совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих, закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений.
Важнейшими принципами (подходами) общетеоретического исследования государства и права являются следующие:
1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.
2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о государстве и праве, вскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.
3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление, соответствующее этому знанию.
4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими, как несущественными, побочными, она неизбежно приходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности. Например, научные представления о том, что государство возникло преимущественно в результате экономических изменений в обществе, лишь частично объясняют причины его образования. Для понимания общих закономерностей его возникновения необходимо учитывать представления органической, естественно-правовой, психологической концепций, в том числе и теории насилия. Однолинейный подход к изучению государства и права приводит к неполным, односторонним выводам, которые не могут объяснить действительную сущность этих явлений и определить их практическое значение в жизни общества.
Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория широко использует логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией. При выработке научных понятий о государстве и праве применяются разнообразные логические приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие. Это те рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и объективность теории.
Анализ. Как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации. Он дает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще нерешенные проблемы.
Синтез. Как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.
Индукция. Такой логический прием заключается в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и делает новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов).
Дедукция. Посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, затем обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права и, наконец, завершить этот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее структуры.
Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. По выражению Канта, гипотеза — это не мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума. Теория государства и права не только констатирует достигнутое, познанное наукой. Ее задача состоит в том, чтобы перейти на основе имеющихся фактов от незнания к знанию, выявить более глубинные закономерности государства и права, их определенные стороны и тенденции развития.
Своеобразную комплексную концепцию логики научного познания права предложил Н. М. Коркунов. Суть ее заключается в том, что наука заменяет непосредственное, более конкретное знание более абстрактным и более общим. Она изучает частности как материал для обобщения, стремясь прийти к выводам, применяемым к целым группам сходных явлений. Но обобщение не может быть объективным, если оно поддается только непосредственным наблюдениям. Сопоставляя непосредственные данные наблюдения, не подвергнутые аналитическому разложению на составные элементы, можно выявить в них сходство лишь в весьма ограниченных пределах и не всегда правильно. Для того чтобы расширить обобщения и дать им объективное обоснование, необходимо подвергнуть наблюдаемый материал определенной научной обработке. Для этого непосредственные наблюдения подвергают анализу, расчленяя их на составные элементы, чтобы найти элементы общие, из различных комбинаций которых составляется все разнообразие представлений известного рода. Затем полученные посредством анализа общие элементы представлений комбинируются в научные понятия, которые как идеальные построения не есть копии действительности, но являются своеобразными, необходимыми для научных целей конструкциями. Наконец, полученные путем конструкции научные понятия классифицируются, соединяются в группы в соответствии с их сходством и различием. Все эти приемы: анализ, конструкция и классификация — суть общие приемы научного исследования, пишет Н. М. Коркунов(См.: Коркунов Н. М. Указ. соч. С. 348—349.).
В познании закономерностей, свойств и тенденций развития государства и права важную роль играет метод сравнительного правоведения, посредством которого исследуются аналогичные, сходные институты нескольких государств или систем права.
Сравнение как логический прием позволяет, с одной стороны, выявить в исследуемых объектах сходные признаки, а с другой — установить различия между ними. На этой основе делаются выводы о наиболее оптимальных путях развития государства и права.
Теория государства и права широко использует конкретно-социологические исследования, математические и статистические приемы. В результате собирания, обработки, изучения и проверки фактического материала наука выявляет эффективность государственного управления и правового регулирования, вырабатывает конкретные рекомендации по их совершенствованию.
Совокупность указанных и других методов и приемов научного исследования и составляет методологию теории государства и права как
- Глава I. Предмет и методология теории государства и права как науки. Место теории государства и права в системе юридических наук
- § 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки.
- § 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки
- § 2. Предмет и методология теории государства и права
- § 3. Место теории государства и права в системе юридических наук
- § 4. Теория государства и права как учебная дисциплина
- Глава II. Общество и государство. Государство в политической системе общества
- § 1. Что такое общество?
- § 2. Власть и нормы поведения при первобытнообщинном строе
- § 3. Причины возникновения государства
- § 4. Государство как важнейший элемент политической системы общества
- Глава III. Понятие и сущность государства
- § 1. Разнообразие определений государства.
- § 2. Основные признаки государства.
- § 3. Сущность и социальное назначение государства. Определение понятия государства. § 1. Разнообразие определений государства
- § 2. Основные признаки государства
- § 3. Сущность и социальное назначение государства. Определение понятия государства
- Глава IV. Правовое государство и его основные характеристики
- § 1. Возникновение и развитие идеи правового государства.
- § 2. Основные характеристики правового государства. § 1. Возникновение и развитие идеи правового государства
- § 2. Основные характеристики правового государства
- Глава V. Типы и формы государства
- § 1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему.
- § 2. Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима. § 1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему
- § 2. Формы государства: форма правления, форма государствен-ного устройства, форма государственного режима
- Глава VI. Механизм (аппарат) государства
- § 1. Понятие механизма (аппарата) государства.
- § 2. Органы государства и их классификация.
- § 3. Вооруженные силы в механизме государства. § 1. Понятие механизма (аппарата) государства
- § 2. Органы государства и их классификация
- § 3. Вооруженные силы в механизме государства
- Глава VII. Функции государства
- § 1. Понятие функций государства и их классификация.
- § 2. Основные внутренние и внешние функции государства.
- § 3. Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства. § 1. Понятие функций государства и их классификация
- § 2. Основные внутренние и внешние функции государства
- § 3. Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства
- Глава VIII. Понятие и сущность права. Современное правопонимание
- § 1. Признаки и определение права.
- § 2. Источники (формы) права.
- § 3. Право в современном понимании. § 1. Признаки и определение права
- § 2. Источники (формы) права
- § 3. Право в современном понимании
- Глава IX. Право в системе социальных норм. Правосознание и его роль в общественной жизни
- § 4. Правосознание: понятие, структура, роль в общественной жизни.
- § 1. Понятие и виды социальных норм
- § 2. Соотношение права с моральными нормами
- § 3. Право и социально-технические нормы
- § 4. Правосознание; понятие, структура, роль в общественной жизни
- § 5. Особенности социальных норм, действующих в вооруженных силах
- Глава х. Принципы и функции права
- § 1. Принципы права.
- § 2. Функции (роль) права в общественной жизни.
- § 3. Значение права в строительстве и деятельности вооруженных сил. § 1. Принципы права
- § 2. Функции (роль) права в общественной жизни
- § 3. Значение права в строительстве и деятельности вооруженных сил
- Глава хi. Нормы права и их структура
- § 1. Понятие и структура норм права.
- § 2. Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.
- § 3. Виды правовых норм. § 1. Понятие и структура норм права
- § 2. Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов
- § 3. Виды правовых норм
- Глава XII. Нормативно-правовые акты и их систематизация
- § 1. Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права.
- § 2. Виды нормативно-правовых актов.
- § 3. Систематизация нормативно-правовых актов.
- § 4. Информационно служба по законодательству. § 1. Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права
- § 2. Виды нормативно-правовых актов
- § 3. Систематизация нормативно-правовых актов
- § 4. Информационная служба по законодательству
- Глава XIII. Формы реализации права. Применение правовых норм
- § 1. Формы реализации права
- § 2. Понятие применения права. Основные стадии процесса применения норм права
- § 3. Акты применения правовых норм: понятие, виды
- § 4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- § 5. Пробелы в праве. Применение права по аналогии
- Глава XIV. Толкование норм права
- § 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права.
- § 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм.
- § 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм. § 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права
- § 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм
- § 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм
- Глава XV. Система права и система законодательства
- § 1. Понятие системы права. Основные признаки системы права
- § 2. Структурные элементы системы права
- § 3. Предмет и метод правового регулирования
- § 4. Соотношение системы права и системы законодательства
- Глава XVI. Правоотношения
- § 1. Понятие правоотношения и его основные признаки
- § 2. Структура правоотношения: субъекты и объекты правоотношений, субъективные юридические права и обязанности
- § 3. Юридические факты
- § 4. Предпосылки правоотношений
- Глава XVII. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность
- § 1. Правомерное поведение и правонарушения.
- § 2. Понятие и виды правонарушений.
- § 3. Юридическая ответственность: понятие, основание, разновидности. § 1. Правомерное поведение и правонарушения
- § 2. Понятие и виды правонарушений
- § 3. Юридическая ответственность: понятие, основание, разновидности
- Глава XVIII. Механизм правового регулирования общественных отношений. Законность и правопорядок в современном обществе
- § 1. Понятие механизма правового регулирования и его элементы
- § 2. Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве
- § 3. Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений
- § 4. Законность и свобода, правопорядок и демократия