logo search
Вступит экз

19) Общая характеристика преступлений против собственности.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, никто не может быть лишён своего имущества иначе, как по решению суда, право частной собственности охраняется законом. Гражданское и уголовное законодательство предусматривают различные способы защиты права собственности, как от нарушения владения, так и от других нарушений его прав, не связанных с лишением владения. Глава 21 УК РФ "Преступления против собственности" включена в Раздел 8 УК РФ "Преступления в сфере экономики", она обеспечивает уголовно-правовую защиту права собственности (а также иных вещных прав и законного владения). В соответствии с Конституцией РФ все формы собственности защищаются равным образом, поэтому уголовная ответственность за преступления против собственности не зависит от формы собственности. Родовым объектом преступлений против собственности являются отношения собственности, видовыми объектами - формы собственности. Предметом хищения и других преступлений против собственности (за некоторыми исключениями) является чужое, не находящееся в собственности или в законном владении лица имущество. В соответствие с примечанием 1 к статье 158 УК РФ под хищением понимается совершенные с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. УК РФ различает такие формы хищения, как:*Кража, то есть тайное хищение чужого имущества (статья 158), эта форма хищения встречается в правоприменительной практике наиболее часто. *Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием (статья 159).*Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному (статья 160).*Грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества (статья 161).*Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершённое с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (статья 162). Эта форма хищения представляет наибольшую общественную опасность, так как объектом преступления является не только форма собственности, но и здоровье человека.

20) Общая характеристика преступлений, посягающих на личность и её права. Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Правовая охрана прав и свобод человека и гражданина осуществляется различными нормами права. Охрана прав и свобод человека и гражданина является одной из задач уголовного законодательства, среди других задач УК РФ она поставлена на первое место (ст.2 УК РФ). Приоритетом нового Уголовного кодекса РФ является охрана человека, его прав и свобод, в Особенной части УК РФ на первое место поставлены преступления против личности (Раздел 7 УК РФ). Родовым объектом преступлений против личности являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность человека, охраняющие права и свободы человека и гражданина. Преступления против личности подразделяются по видовому объекту на:преступления против жизни и здоровья (глава 16);преступления против свободы, чести и достоинства личности (глава 17);преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности (глава 18);преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (глава 19);преступления против семьи и несовершеннолетних (глава 20). Преступления против жизни и здоровья. Видовым объектом этих преступлений являются такие неотъемлемые блага, как жизнь и здоровье. Непосредственным объектом этих преступлений является жизнь (статьи 105-110) и здоровье. Преступления против жизни и здоровья. Видовым объектом этих преступлений являются такие неотъемлемые блага, как жизнь и здоровье. Непосредственным объектом этих преступлений является жизнь (статьи 105-110) и здоровье. Преступления против половой свободы и половой неприкосновенности.

Глава 18 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (половые преступления). К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся изнасилование - половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), понуждения к действиям сексуального характера (статья 133), половое сношение и иные действия с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста (статья 134), развратные действия (статья 135) последние два состава выделяются в особую группу преступлений, посягающих на половую свободу, половую неприкосновенность нравственное и физическое здоровье несовершеннолетних. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина.Конституционные права и свободы человека и гражданина закреплены в главе 2 Конституции РФ. Государственная защита прав и свобод гарантируется Конституцией РФ и осуществляется различными методами, в системе гарантий конституционных прав и свобод человека важное место занимает их уголовно-правовая охрана. Глава 19 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за такие преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, как нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 136), нарушение неприкосновенности частной жизни (статья 137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (статья 138), нарушение неприкосновенности жилища (статья 139), отказ в предоставлении гражданину информации. Преступления против семьи и несовершеннолетних. В соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Государственная защита семьи и несовершеннолетних включает и уголовно-правовую охрану. Преступления против семьи и несовершеннолетних посягают на общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование семьи, нормальное физическое, интеллектуальное и нравственное развитие несовершеннолетних.

21) Общественные объединения. Понятие, виды, порядок образования. Место в политической системе общества. Политическая система общества - комплекс государственных и общественных организаций, политических институтов, осуществляющих политическую власть и принимающих участие в политической жизни общества. В структуру политической системы общества входят государство и общественные объединения. Государство является суверенной политической организацией всего народа, оно осуществляет государственную власть и обладает государственно-властными полномочиями. Общественные организации участвуют в политической жизни общества, выражают волю и интересы своих членов, групп людей, определённых слоёв общества и не обладают властными полномочиями. Общественные объединения по политическому критерию подразделяются на политические (политические партии и движения), несобственно политические (профсоюзы, ассоциации) и неполитические организации. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей).

Политические партии - общественные объединения, создаваемые в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политические партии должны иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ (не менее 45 отделений), и не менее 10 тысяч членов.

Профессиональные союзы - добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Общественные объединения вправе объединяться, создавая союзы (ассоциации) общественных объединений. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об общественных объединениях", и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц (за исключением политических партий, профессиональных союзов). В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Устав общественного объединения должен, в частности, предусматривать: название, цели общественного объединения, его организационно - правовую форму структуру общественного объединения, территорию, деятельность компетенцию и порядок формирования руководящих и контрольно-ревизионных органов, порядок внесения изменений и дополнений в устав, источники формирования денежных средств и иного имущества и т.п

22) Обязательства в гражданском праве: понятия и виды. Обязательство (в гражданском праве) - правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённое действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги), либо воздержаться от определённого действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательственное правоотношение является относительным. Виды обязательств. Обязательства подразделяются по структуре на простые (одно право и одна обязанность) и сложные (совокупность прав и обязанностей), а также на односторонние (одной стороне принадлежат только права, другой - только обязанности) и взаимные (каждой из сторон принадлежат и права, и обязанности). Обязательства личного характера неразрывно связаны с личностью должника или с личностью кредитора. Обязательствами со множественностью лиц называются обязательства с участием нескольких лиц на стороне кредитора (активная множественность), либо на стороне должника (пассивная множественность), либо с обеих сторон (смешанная множественность). Тесно связанные между собой обязательства подразделяются на основные и дополнительные (акцессорные). По содержанию обязательства подразделяются на определённые и альтернативные (должнику или кредитору принадлежит право выбора действий по исполнению обязательства). По объекту обязательства подразделяются на имущественные (действия по обязательству связаны с имуществом) и неимущественные. По основаниям возникновения обязательства подразделяются на договорные и внедоговорные (обязательства из причинения вреда называются деликтными).

23) Органы исполнительной власти в Российской Федерации: понятие, виды. Орган исполнительной власти - это организация, представляющая собой структурно обособленную единицу государственной администрации, посредством которой реализуются управленческие функции исполнительной власти и совершаются юридически значимые действия от имени государства. По характеру компетенции: Органы общей компетенции - несут ответственность за положение дел в соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе, административно-территориальной единице, они руководят многими видами отраслевой и функциональной компетенции, работу которых они объединяют. Это правительство, администрация субъ-ектов федерации.Органы отраслевой компетенции - осуществляют руководство подве-домственными отраслями. Органы межотраслевой специальной компетенции (это обычно госу-дарственный комитет и др.) - органы оказывающие руководящее значение на группу специализированных отраслей выполняющих функции, напр., министерство труда, федеральная миграционная служба.Органы внутриотраслевой компетенции. По территориальному масштабу деятельности.

Этот критерий определяется федеративным устройством и административно-территориальным делением.

Подразделяются на:

Федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю РФ. Это министерства, правительство, государственные комитеты и т.д.2. Органы исполнительной власти субъектов федерации, которые осуществляют свою деятельность в пределах субъекта. 3. Местные органы исполнительной власти. По порядку решения вопросов : Коллегиальные органы. Они обсуждают и разрешают подведомственные вопросы, имеющие важное значение - коллегиально. Обычно это комитеты. В них решение принимается большинством, в сочетании с персональной ответственностью председателя комитета за исполнением решения. Коллегиальность помогает решать наиболее трудные и сложные вопросы с привлечением специалистов, получением необходимых консультаций.Единоначальные органы. Правительство, министерства и государст-венные комитеты. В этих органах решение принимается лично. Это способствует оперативности руководства, использованию индивидуальных способностей, повышению персональной ответственности за результаты работы органов. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции. В единоначальных органах иногда могут присутствовать начала коллегиальности. Так в состав коллегий входит руководитель, заместители, консультанты. В зависимости от организационно-правового положения:1. Координационные. 2. Консультативные - статус таких органов регулируется указом президента. При Президенте есть консультативный орган, при Правительстве же консультативные органы выступают в форме советов.По организационно правовым формам: 1. Правительство РФ; правительство в субъектах, городах феде-рального значения; советы министров, имеющие статус правительств; министерства, государственные комитеты, комитеты, инспекции, службы, главные управления, агентства, департаменты и т.д. 2. Федеральные министерства.3. Государственные комитеты.4. Федеральные комиссии. 5. Федеральные службы.6. Агентства и иные органы.

24) Основания приобретения и прекращения гражданства. Государственные органы, ведающие вопросами гражданства. Основаниями приобретения гражданства явл (его признанием; по рождению; в порядке его регистрации; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве; путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной границы и по другим основаниям; по иным основаниям, указанным в законе) и основания прекращения российского гражданства (выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация) при изменении государственной границы; по иным основаниям, указанным в законе). Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент. Именно он как глава государства, олицетворяющий его, уполномочен официально оформлять гражданство Российской Федерации. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации (ст. 89 п. «а»). Закон о гражданстве Российской Федерации конкретно раскрывает полномочия Президента в этой сфере. К ним относятся решения по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановления в гражданстве Российской Федерации, разрешения на выход из гражданства; разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставление почетного гражданства.По всем этим вопросам Президент издает указы. Все другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу. К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении двойного гражданства, о предоставлении почетного гражданства. Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

25) Основы конституционного статуса Российской Федерации и её субъектов. Конституционный статус РФ определяется Конституцией РФ и включает государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:

1-Суверенитет РФ, распространяющийся на всю её территорию (а также суверенные права на континентальный шельф и исключительную экономическую зону).

2-Государственная территория РФ, состоящая из территорий всех субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря, воздушного пространства над ними, её целостность и неприкосновенность.

3-Конституция РФ и федеральные законы, их верховенство на всей территории РФ, высшая юридическая сила Конституции РФ.

4-Федеральные органы государственной власти (глава государства, законодательные, исполнительные, судебные и иные органы), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ.

5-Единое экономическое пространство, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств (установление внутренних таможенных границ не допускается).

6-Единое гражданство РФ.

7-Государственный язык - русский язык.

8-Единые Вооруженные Силы РФ во главе с Верховным Главнокомандующим - Президентом РФ.

9-Единая денежная единица - рубль (денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком РФ, введение и эмиссия других денег не допускается).

10-Государственные символы - государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, установленные федеральными конституционными законами.

11-Столица РФ - город Москва. Основы конституционного статуса субъектов РФ.

РФ состоит из 89 равноправных субъектов РФ: 21 республики, 6 краёв, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов. Республика имеет конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет устав и законодательство. Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ и конституцией (уставом) субъекта РФ. Статус субъекта РФ может быть изменён по взаимному согласию РФ и субъекта РФ и в соответствии с федеральным конституционным законом.

26) Основы правового статуса человека и гражданина в РФ: понятие и принципы. Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав, свобод и обязанностей. Особое значение имеют конституционно закреплённые права, свободы и обязанности. Права, свободы и обязанности человека и гражданина зависят от многих правовых факторов, они закрепляются и конкретизируются в законах, относящихся к различным отраслям права. Принципы правового статуса человека и гражданина - признаваемые и охраняемые государством и правом начала, исходя из которых используются права и свободы человека и гражданина, исполняются его обязанности.

Основные принципы правового статуса человека и гражданина закрепляются в Конституции РФ:

Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина (статья 18).

Принцип равенства всех перед законом и судом (статья 19).

Полнота прав и свобод граждан РФ (статья 6).

Неотчуждаемость основных прав и свобод, недопустимость их произвольного ограничения (статья 55).

Гарантированность прав и свобод человека (статья 19).

Соответствие международным актам о правах человека (статья 17).

27) Политические права и свободы, их правовые гарантии. Политические права (большинство из них) принадлежат гражданам государства. Политические права связаны с участием граждан в политической жизни общества, в осуществлении политической (публичной) власти. Они связаны с провозглашением Российской Федерации демократическим государством. Свобода мысли и слова, информационные права и свободы (статья 29).Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Право на объединение.Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (об общественных объединениях - см.вопрос 22). Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Правовую основу создания и деятельности общественных объединений составляют Федеральный закон "Об общественных объединениях" и другие федеральные законы. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Федеральный закон предусматривает право граждан свободно создавать общественные объединения, добровольно вступать в них в соответствии с их уставами, воздерживаться от вступления в них, беспрепятственно выходить из них. Публичные мероприятия. Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (публичные мероприятия, массовые акции). Основным нормативный правовым актом о публичных мероприятиях является Указ Президента РФ "О порядке организации и проведения уличных шествий, демонстрации и пикетирования" (1992). Участие в управлении делами государства.Как конституционное право такое участие граждан связано с народовластием как основой конституционного строя (о народовластии см.вопрос 21). Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно (непосредственная демократия), так и через своих представителей (представительная демократия). Граждане Российской Федерации имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме в соответствии с Конституцией РФ. Обращения граждан. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.