Социальные нормы в первобытном обществе
Жизнь в первобытном обществе (добыча пищи, брачно-семейные и иные отношения между людьми) не была хаотичной, она подчинялась определённым обычаям и традициям, в которых закреплялись ритуалы, обряды, табу (запреты совершать определённые действия) и другие правила поведения людей в определённых жизненных ситуациях.
Эти нормы, как правило, выполнялись добровольно: по привычке, в рамках подражания другим членам общества или в силу их полезности. Тем не менее, нарушение этих норм могло повлечь наказание, вплоть до изгнания из общины (которое практически неминуемо приводило к смерти изгнанного).
Российские учёные не считают, что эти традиции и правила образуют какую-либо правовую систему; учёные других стран рассматривают эту нормативную систему как право или протоправо.
2. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.).
Правопонимание — определённое представление о существе права.
• Естественно-правовая концепция: философско-мировоззренческое объяснение природы права, в основу которого положена идея естественных прав человека. Истоки этой теории восходят к античной эпохе. В работах философов, юристов того времени проводилась мысль о том, что наряду с правом положительным (позитивным), воплощенным в законодательстве, существует право естественное, общее всем народам. Основой естественного права признавалась справедливость, с позиции которой надлежало оценивать действующее право. Согласно Цицерону, смысл справедливости «состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцировано это несправедливостью…». Справедливость воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними». С позиции справедливости следовало оценивать действующее право. Право не совпадает со справедливостью, но оно должно быть отражением справедливости. Где нет справедливости, там нет права, говорили римские юристы. (Представители: Г.Гроций, Дж.Локк, Вольтер, А.Н. Радищева)
•Нормативная концепция: Право исходит только от государства — право немыслимо без государства, как и государство без права. Исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. Правовые нормы носят иерархичный характер, в основании находятся индивидуальные акты. По Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Право следует изучать в «чистом виде», наука должна описывать свой объект таким, какой он есть, а не предписывать, каким он должен быть.(Представители :Штаммлер,П.И. Новгородцев,Г. Кельзен)
•Социологическая концепция: Право — это не то, что задумано и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности (Паунд: «Право — то, что решил судья»). Источник познания права — это непосредственное наблюдение жизни, поступков; изучение обычаев и документов (договоры, завещания, сделки). (Представители: О.Эрлих, С.А. Муромцев, Роско Паунд, Дж.Фрэнк)
•Материалистическая концепция: Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством. (Представители : Маркс,Энгельс).
Билет № 4
1. Предпосылки и особенности возникновения государства и права.
Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.
Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:
1. возникновение права произошло по каким–либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;
2. право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.
Возникновение права происходило в процессе длительного развития общества.
Основная норма поведения в период первобытно–общинного строя – обычай.
Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, со временем стали действовать нормы общественной морали, религиозные догмы. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.
В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.
Признаки права:
1. создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;
2. выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;
3. предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;
4. охрана и поддержание мерами государственного воздействия.
В процессе длительного развития первобытного общества создавались предпосылки для его преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.
Важную роль сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной. Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение скотоводства от земледелия. Затем от земледелия отделилось ремесло. Позже появились купцы.
Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело, к возникновению частной собственности.
В таких экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает организацию власти, которая должна, поддерживать интересы имущих, сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство. Опираясь на многолетние исследования Льюиса Моргана, Ф. Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом.
Государство - это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами. Первой формой государственно-организованного общества было общество рабовладельческое.
Причины возникновения государства:
1. переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
2.разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;
3.появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
4. появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества.
2. Понятие, структура и классификация норм права. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
Норма права - есть нормативное, системное, общеобязательное, формально определенное, установленное компетентным субъектом и обеспечиваемое принудительной силой государства правило поведения представительно-обязывающего характера.
Норма права - это общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.
Норма, права - это общеобязательное и охраняемое государством правила поведения, регулирующее общественные отношения с целью их упорядочения в интересах общества.
Структура нормы права — совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы. Норма права должна четко определять:
при каких условиях она должна действовать (гипотеза);
какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция);
какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция).
Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если — то — иначе».
Гипотеза — указывает ну условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права; привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Виды гипотез:
простые — ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия;
сложные — ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий;
альтернативные — связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме.
Диспозиция — содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения:
абсолютно-определенные — исчерпывающе формулируют правила поведения (Конституция, Статья 46 ч.1 «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»);
относительно-определенные — устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки)
бланкетные — отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте.
Санкция — называет те неблагоприятные, которые могут наступить для нарушителей нормы права; содержат меры не только наказания, го и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры. Виды санкций:
абсолютно-определенные — содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя;
относительно-определенные — допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках — «от — до» (характерно для норм УП);
альтернативные — содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них;
кумулятивные — допускают или прямо обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, конфискацию имущества.
Классификация нормы права.
Классификация позволяет более четко обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.
Выделяют следующие основные виды правовых норм:
1) в зависимости от содержания они подразделяются на:
исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления
общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д.
2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;
3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:
императивные (содержащие властные предписания);
диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные
6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);
8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия)
9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);
10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;
11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие и обязывающие и запрещающие.
12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).
- Право в системе социальных норм
- Функции тгп
- Власть в первобытном обществе
- Социальные нормы в первобытном обществе
- Изложение правовых норм в нормативных актах:
- Виды власти:
- Цивилизационный подход
- Виды монархий: По объёму ограничений
- По традиционному устройству:
- Основные признаки унитарного государства:
- Признаки конфедерации
- Романо-германская правовая система
- Англо-саксонская правовая система
- Религиозная правовая семья
- Виды политических режимов: Демократический режим
- Авторитарный режим
- Тоталитарный режим
- Анархия
- Внутренние функции государства- основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.
- Структура правоотношения
- Классификация юридических фактов
- Юридические составы
- Виды толкования
- Структура политической системы
- Виды правосознания
- Структура правосознания
- Функции правосознания
- Виды правовой культуры
- Социальные регуляторы Социальная норма
- Б)Индивидуальный акт
- В)Стихийные регуляторы
- Виды юридической ответственности:
- Политические
- Социально-экономические
- Культурные