Характеристика институтов мусульманского права (преступления и наказания, судебный процесс).
Преступления и наказания. Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п.
Еще средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления на три группы. Первую из них составляли преступления, которые восходили, согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на "права Аллаха" и не допускали прощения. Сюда относилось прежде всего отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления — бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.
Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельное ранение влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого. В шариате, правда, уже предусматривалась возможность замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. Для других преступлений данной группы, в частности за телесные повреждения, ответственность также возникала по принципу возмездия, т.е. талиона. Этот принцип отчетливо закрепляется в Коране, где предписано: "душа — за душу, и око — за око, и нос — за нос, и ухо — за ухо, и зуб — за зуб, и раны — отмщение" (5, 49).
Наконец, третью группу преступлений составляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становле- ния халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата. С развитием правовой доктрины и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата закята, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей.
Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии.
Преступления первой и второй группы влекли за собой строго фиксированные и суровые наказания (хадд и кисас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от 4 до II видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах или деньгах (до 100 верблюдов или 1 тыс. динаров золота) как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.
В шариате предусматривались типичные для средневековья жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся по целому ряду преступлений, обычно совершалась публично (путем повешения или четвертования), а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапывание заживо. Широко использовались также членовредительские и телесные наказания — отсечение пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями и т.п. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть. Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации, штрафы и т.п.) и позорящие наказания — бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т.д., а также ссылку и высылку (за мелкие преступления):
Судебный процесс. Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти). Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов.
Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя со времени правления Абассидов по гражданским делам составлялись судебные протоколы. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. По существу процесс в суде превращался в своеобразное состязание сторон, где, естественно, богатый и бедный не были в равном положении. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел, обладал большой, свободой усмотрения, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу судья мог пересмотреть свое собственное решение. Это открывало простор для злоупотреблений и произвола. При оценке доказательств в суде господствовал формализм. Так, полным доказательством по делу считались показания двух достойных доверия свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинные доказательства. При отсутствии достоверных или убедительных доказательств применялась клятва, которую обычно должен был произнести ответчик или обвиняемый. Клятва, произнесенная по особой торжественной форме и с ссылкой на Аллаха, принималась как веское доказательство в судебном процессе. Она освобождала обвиняемого от ответственности или по крайней мере смягчала наказание (например, при обвинении в умышленном убийстве). Признание обвиняемого, если оно было сделано совершеннолетним, вменяемым, не под влиянием принуждения, рассматривалось в качестве доказательства, достаточного для вынесения решения суда.
- Предмет, метод и периодизация игпзс.
- Древневосточная деспотия как форма государства стран Древнего Востока.
- Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона.
- Государственный строй Древнего Вавилона.
- Варново-кастовый строй Древней Индии.
- Государственный строй Древней Индии в эпоху Маурьев.
- Источники права Древней Месопотамии. Общая характеристика законов царя Хаммурапи.
- Регулирование имущественных отношений по законам царя Хаммурапи.
- Регулирование брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи.
- Преступления и наказания по законам царя Хаммурапи. Судебный процесс в Древнем Вавилоне.
- Источники древнеиндийского права. Общая характеристика законов Ману.
- Регулирование имущественных отношений по законам Ману.
- Регулирование брачно-семеных отношений по законам Ману.
- Преступления и наказания по законам Ману. Судебный процесс в Древней Индии.
- Социальная структура и правовое положение населения Спарты.
- Государственный строй Спарты.
- Право Спарты.
- Становление Афинского государства. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.
- Правовое положение населения Афин в 5-4 вв. До н.Э.
- Государственный строй Афин в 5-4 вв. До н.Э. Афинская демократия.
- Право Древних Афин.
- Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
- Правовое положение населения Рима в царский период.
- Государственный строй Рима в царский период.
- Правовое положение населения Рима периода республики.
- Государственный строй Рима периода республики.
- Римское общество и государства и период принципата.
- Доминат: общественный и государственный строй.
- Социальная структура и правовое положение населения Франкского Королевства.
- Государственный строй Франкского королевства.
- Регулирование имущественных отношений, договорные отношения по Салической правде.
- Преступления и наказания, судебный процесс по салической правде.
- Сеньориальная монархия во Франции: общественный и государственный строй.
- Социальная структура и правовое положение населения Франции в период сословно-представительной монархии.
- Государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии.
- Абсолютная монархия во Франции.
- Источники права феодальной Франции.
- Право собственности, обязательственное право феодальной Франции.
- Уголовное право, судебный процесс феодальной Франции.
- Нормандское завоевание Англии и его влияние на общественный и государственный строй. Реформы Генриха 2.
- Великая Хартия Вольностей 1215 г.
- Английский абсолютизм.
- Источники права феодальной Англии.
- Право собственности, обязательственное право феодальной Англии.
- Уголовное право, судебный процесс феодальной Англии.
- Общественный и государственный строй арабского халифата.
- Источники мусульманского права.
- Характеристика институтов мусульманского права («Право личного статуса», муамалат).
- Характеристика институтов мусульманского права (преступления и наказания, судебный процесс).
- Предпосылки, политические течения, движущие силы буржуазной революции в Англии.
- Индепендентская республика в Англии.
- Протекторат Оливера Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.
- Становление конституционной монархии в Англии. Habeas corpus act 1679 г.
- Американская революция: предпосылки, характер, своеобразие. Декларация независимости 1776 г.
- Конституция сша 1787 г.
- Гражданская война в сша и государственно-правовые последствия.
- Великая французская революция: предпосылки, политические течения, основные этапы.
- Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция 1791 г.
- Якобинская диктатура во Франции.
- Консульство и империя Наполеона Бонапарта: государственный строй и политический режим.
- Основные изменения в государственном строе сша в 20 в.
- Четвертая республика во Франции. Конституция 1946 г.
- Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.
- Государственное развитие Великобритании в 20 в.