10.1. Организация местного самоуправления в городах федерального значения
Города федерального значения Москва и Санкт‑Петербург согласно Конституции РФ обладают статусом субъектов Федерации. В то же время они являются поселениями, следовательно, в них, должно осуществляться местное самоуправление.
Закон о местном самоуправлении (2003) устанавливает, что в городах федерального значения Москве и Санкт‑Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов РФ местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.
Внутригородская территория города федерального значения – это часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Здесь следует отметить, что города Москва и Санкт‑Петербург включают в себя не только городскую территорию, но и так называемые пригородные территории. В Санкт‑Петербурге расположенные на данных территориях муниципальные образования именуются городами и поселками. Однако на города федерального значения не распространяется общая классификация муниципальных образований: любое муниципальное образование, расположенное на территории Москвы и Санкт‑Петербурга, является внутригородской территорией, а не поселением или муниципальным районом вне зависимости от того, расположено ли муниципальное образование на территории основной городской застройки или на пригородной территории.
В настоящее время в соответствии с Законом г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (далее – Закон Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56) местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территории районов города Москвы (включая районы города Зеленограда). В соответствии с данным Законом внутригородское муниципальное образование – это часть территории города Москвы, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются собственность муниципального образования, бюджет муниципального образования и выборные органы местного самоуправления.
В границах района может существовать одно или несколько муниципальных образований, но не может быть муниципальных образований, включающих в себя территории двух и более районов города. Образование муниципальных образований, установление их территорий и наименований осуществляются законом города Москвы по представлению мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально‑экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.
В соответствии с Законом г. Санкт‑Петербурга от 23 июня 1997 г. «О местном самоуправлении в Санкт‑Петербурге» жители города осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях, расположенных на территории Санкт‑Петербурга. Местное самоуправление в Санкт‑Петербурге осуществляется на всей его территории в границах территорий городов, поселков, муниципальных округов Санкт‑Петербурга. На территории Санкт‑Петербурга создано 111 муниципальных образований. Таким образом, территориальная организация местного самоуправления в городах Москве и Санкт‑Петербурге соответствует Закону о местном самоуправлении (2003).
Представляется, что на сегодняшний день вариант осуществления местного самоуправления в городах федерального значения путем образования внутригородских муниципальных образований наиболее эффективен по следующим причинам. Во‑первых, исключается подмена, пересечение, дублирование функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во‑вторых, в масштабе крупного мегаполиса единый орган местного самоуправления просто физически не сможет решать все задачи на местах, т. е. сама идея местной власти, самостоятельности населения в решении местных вопросов оказывается дискредитированной [1, с. 232].
Внутригородские территории городов федерального значения образуются и преобразуются законами городов федерального значения Москвы и Санкт‑Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий. В соответствии Законом Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 образование муниципальных образований осуществляется Законом г. Москвы по представлению мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально‑экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.
В каждом московском районе образуются независимые друг от друга органы власти двух видов: во‑первых, управа – орган исполнительной власти, входящий в систему органов государственной власти и подчиняющийся мэру, Правительству Москвы и префекту административного округа, во‑вторых, органы местного самоуправления – муниципальное собрание и муниципалитет, избираемые жителями района и не входящие в систему органов государственной власти.
Специфика организации местного самоуправления в городах федерального значения обусловливает то, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт‑Петербурга – исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Города Москва и Санкт‑Петербург представляют собой единые хозяйственные комплексы, в силу чего многие вопросы местного значения в них более целесообразно решать на уровне субъекта РФ в целом. Так, например, с обеспечением работы транспорта непосредственно связано строительство дорог. Невозможно при всей целостности городского хозяйства в одном муниципальном образовании строить развязки и новые дороги, не строя их в других. Таким образом, в городах федерального значения к вопросам местного значения не могут быть отнесены вопросы, имеющие общегородское значение [1, с. 233].
Конституционный Суд РФ в определении от 5 июня 2003 г. № 274‑О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Санкт‑Петербургского городского суда о проверке конституционности абзаца второго пункта 3 статьи 6 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и жалобы администрации муниципального образования „Смольнинское“ на нарушение той же нормой конституционных прав и свобод» указал, что особенности статуса городов федерального значения Москвы и Санкт‑Петербурга, территории которых как субъектов РФ, где в соответствии с прямым указанием Конституции РФ осуществляется государственная власть (ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 77), совпадают с их территориями как городских поселений, где обязательным является осуществление местного самоуправления, предопределяют необходимость принятия мер, в том числе законодательных, для разграничения государственной власти и местного самоуправления, с тем чтобы обеспечить баланс интересов города федерального значения как субъекта РФ и находящихся на его территории муниципальных образований, не допустить произвольное ограничение права населения на осуществление местного самоуправления.
Таким образом, право субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт‑Петербурга самостоятельно определять перечень вопросов местного значения, не противоречит Конституции РФ.
Касаясь источников доходов местных бюджетов, следует отметить, что согласно ст. 12 НК РФ местные налоги и сборы в городах федерального значения устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Федерации. Данная статья вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Целесообразность введения данной нормы также вполне очевидна: в рамках одного города недопустима ситуация, когда в различных его районах существуют различные ставки местных налогов.
Закон о местном самоуправлении (2003 года) допускает возможность зачисления установленных им источников доходов местных бюджетов в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт‑Петербурга в соответствии с законами этих субъектов.
В Санкт‑Петербурге перечень доходов местных бюджетов муниципальных образований определяется ежегодно законом Санкт‑Петербурга о бюджете Санкт‑Петербурга на соответствующий год. Доходы определяются в соответствии с классификацией БК РФ: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.
Органы государственной власти городов федерального значения также самостоятельно производят передачу органам местного самоуправления имущества исходя из перечня вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований законами субъектов РФ.
В Санкт‑Петербурге этот процесс осуществляется в соответствии с Законом г. Санкт‑Петербурга «О порядке передачи объектов государственной собственности Санкт‑Петербурга в собственность муниципальных образований». Закон устанавливает, что с инициативой передачи собственности города в собственность муниципального образования могут выступить Законодательное собрание, губернатор и представительные органы местного самоуправления Санкт‑Петербурга.
- Тема 1. Муниципальное право как отрасль российского права, наука и учебная дисциплина
- 1.1. Понятие муниципального права
- 1.2. Предмет и методы муниципального права
- 1.3. Муниципальное право как наука
- 1.4. Муниципальное право как учебная дисциплина
- Тема 2. Понятие и система местного самоуправления в российской федерации
- 2.1. Основные теории местного самоуправления
- 2.2. Понятие и принципы местного самоуправления
- 2.3. Система местного самоуправления
- Тема 3. Правовые основы местного самоуправления
- 3.1. Международные документы и федеральные нормативные акты
- 3.2. Законодательные акты субъектов Российской Федерации
- 3.3. Муниципальные правовые акты
- Тема 4. Территориальные основы местного самоуправления
- 4.1. Понятие и виды муниципальных образований
- 4.2. Создание, объединение и преобразование муниципальных образований, изменение их границ
- Тема 5. Система органов местного самоуправления
- 5.1. Понятие системы органов местного самоуправления
- 5.2. Представительный орган муниципального образования
- 5.3. Местная администрация
- 5.4. Глава муниципального образования
- 5.5. Иные органы и должностные лица местного самоуправления
- Тема 6. Формы прямого волеизъявления населения на местном уровне
- 6.1. Местный референдум как высшая форма народовластия
- 6.2. Муниципальные выборы
- 6.3. Голосование по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления и вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования
- 6.4. Сходы граждан
- 6.5. Территориальное общественное самоуправление
- 6.6. Обращения граждан в органы местного самоуправления
- 6.7. Иные формы прямого волеизъявления населения на местном уровне
- Тема 7. Экономическая основа местного самоуправления
- 7.1. Муниципальная собственность
- 7.2. Местный бюджет
- 7.3. Бюджетный процесс на местном уровне
- Тема 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 8.1. Понятие и принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
- 8.2. Формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
- 8.3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
- 8.4. Временное осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти
- 8.5. Надзор за органами и должностными лицами местного самоуправления
- Тема 9. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
- 9.1. Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
- 9.2. Конституционная ответственность
- 9.3. Административная ответственность
- 9.4. Дисциплинарная ответственность
- 9.5. Гражданско‑правовая ответственность
- 9.6. Уголовная ответственность
- Тема 10. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях российской федерации
- 10.1. Организация местного самоуправления в городах федерального значения
- 10.2. Организация местного самоуправления в закрытых административно‑территориальных образованиях
- 10.3. Организация местного самоуправления в наукоградах
- 10.4. Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях