46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
ограничения и лишения свободы.
Надзор в данной отрасли осуществляют как территориальные, так и специализированные прокуратуры (прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях и военные прокуратуры).
Предмет надзора
1.Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в исправительных и иных учреждениях уголовно- исполнительной системы;
2.Соблюдение прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу и осужденных, а также порядка и условий их содержания;
3.Законность правовых актов, издаваемых администрациями мест ограничения и лишения свободы.
Полномочия прокурора:
1.В любое время посещать и проверять места ограничения и лишения свободы без специального разрешения вне зависимости от наличия жалоб и заявлений о правонарушениях.
Проверки могут быть целевыми, т.е. затрагивающими законность отдельных сторон деятельности этих учреждений, или общими, т.е. охватывающими весь комплекс вопросов, входящих в предмет надзора.
Прокуроры ежемесячно должны проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах и на гауптвахтах.
2.Опрашивать задержанных, заключенных под стражу и осужденных.
3.Знакомиться с документами, на основании которых эти лица были задержаны, заключены под стражу или осуждены (протоколы задержания, постановления судов о заключении под стражу, приговоры судов).
Следует проверять, исходят ли эти документы от уполномоченных лиц или органов, не истекли ли сроки задержания, заключения под стажу, лишения свободы.
4.Требовать от администраций указанных органов создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу и осужденных, например, правил режима и условий содержания, правил привлечения к труду осужденных, применения к ним мер поощрения и взыскания, соблюдение медико-санитарных норм и т.д.
Прокурор устанавливает время исполнения своих требовании, которые подлежат обязательному исполнению.
5.Проверять законность приказов, распоряжений, постановлений администраций мест ограничения и лишения свободы и опротестовывать незаконные приказы, распоряжения, постановления.
До рассмотрения протеста действие опротестованною акта приостанавливается.
6.Требовать объяснений от должностных лиц но поводу нарушений законности.
7.Отменять дисциплинарные взыскания, которые незаконно были наложены на лиц, заключенных под стражу или осужденных, а также немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
8.Немедленно освобождать лиц, незаконно содержащихся в местах ограничения и лишения свободы.
Постановление прокурора подлежит безусловному исполнению администрациями этих мест.
9.Возбуждать производства об административных правонарушениях по фактам нарушения законов.
Полномочия прокурора в этой отрасли надзора носят, в основном, властно- распорядительный характер, что позволяет быстро и эффективно решать задачи надзорной деятельности.
- 1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы
- 2. Нормативные источники курса «Правоохранительные органы рф».
- 3. Правоохранительные органы рф: понятие, виды и общие черты. Основные
- 4. Судебная власть в системе разделения властей, признаки судебной власти.
- 5. Понятие и признаки правосудия.
- 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
- 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
- 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
- 9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
- 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
- 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
- 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
- 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
- 14. Презумпция невиновности.
- 15. Язык судопроизводства в рф.
- 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
- 17. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
- 18. Судебная система рф (схема).
- 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
- 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
- 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
- 22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
- 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
- 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
- 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
- 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
- 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура,
- 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
- 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
- 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
- 31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде рф.
- 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе,
- 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
- 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
- 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
- 36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
- 37. Неприкосновенность судей.
- 38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
- 39. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
- 40. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
- 41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
- 42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры рф и основные направления
- 43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
- 44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
- 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
- 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
- 47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
- 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
- 49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
- 50. Правовой статус прокурора.
- 51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
- 52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
- 53. Органы дознания и их компетенция.
- 54. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
- 55. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
- 56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
- 57. Статус адвоката.
- 58. Понятие нотариата в рф. Организация нотариата: Федеральная нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов рф.
- 59. Правовой статус нотариуса.
- 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их
- 61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности
- 62. Таможенные органы рф: система и компетенция.
- 63. Федеральная служба безопасности рф: система, компетенция (основные
- 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
- 65. Частная детективная деятельность в рф: понятие, виды сыскных услуг и
- 66. Частная охранная деятельность:понятие, виды охранных услуг.Субъекты