46. Органы обеспечения безопасности
Правовая база: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»
В соответствии с Законом РФ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Основной субъект обеспечения безопасности - государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Основные функции системы органов обеспечения безопасности:
выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;
осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности РФ; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные решения.
В рамках курса рассматриваются не все органы власти, причастные к обеспечению безопасности, а только те из них, для которых это направление деятельности является приоритетным . К ним относятся:
органы Федеральной службы безопасности РФ;
органы внешней разведки;
федеральные органы государственной охраны.
федеральная служба безопасности РФ
Органы Федеральной службы безопасности РФ (далее - ФСБ России) считаются составной частью сил обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.
Правовую основу деятельности органов ФСБ России составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти. Деятельность органов ФСБ России осуществляется также в соответствии с международными договорами РФ.
В соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» деятельность органов безопасности осуществляется на основе принципов:
законности;
уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
гуманизма;
* единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими;
• конспирации, сочетания гласных и' негласных методов исредств деятельности.
Органы ФСБ России представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:
ФСБ россии;
управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам исубъектам РФ (территориальные органы безопасности);
управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ,других войсках и воинских формированиях, а также их органах управления (органы безопасности в войсках);
4) управления (отделы, отряды) ФСБ России по пограничной- службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов
находятся пограничные войска;
другие управления (отделы), выполняющие отдельные пол^номочия органов ФСБ России и пограничных войск (другие opra-iны безопасности); }
авиационные подразделения, центры специальной подготов-'ки, предприятия, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, экспертные и иные учреждения и подразделения, обеспечивающие Деятельность ФСБ России. Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности находятся в прямом подчинении подразделения непосредственно реализующие основные направления деятельности органов ФСБ России, управленческие и обеспечивающие функции.
Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ России в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ.
Пограничная деятельность включает:
защиту и охрану государственной границы в целях обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима в пунктах пропуска через границ.
Контроль за деятельностью органов ФСБ России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами
Надзор за исполнением органами ФСБ России законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и 1)Уполномоченные им прокуроры
2)Иные органы обеспечения безопасности
Органы внешней разведки в соответствии с Законом РФ «О безопасности» включены в систему органов безопасности.
Органы внешней разведки согласно Федеральному закону от 10 января 1996г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» осуществляют разведывательную деятельность посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых в интересах безопасности РФ.
• Службы внешней разведки РФ - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, сфере шифровальной, засекреченной и иных видах специальной связи с использованием радиоэлектронных средств связи за пределами Российской Федерации, а также в части обеспечения безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за рубежом и имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
Министерства обороны РФ - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;
пограничных органов ФСБ России - в сфере охраны Государственной границы РФ, ее исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
Объектами государственной охраны являются: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ, Председатели Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный Прокурор РФ, а так же главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.
Федеральную службу охраны (далее - ФСО России) возглавляет директор в ранге председателя государственного комитета РФ, которого назначает и освобождает от должности Президент РФ-Первый заместитель директора ФСО России, командир Президентского полка назначаются Президентом РФ по представлению директора ФСО России. В состав ФСО России входит Служба безопасности Президента РФ.
- 1. Признаки, понятие и задачи правоохранительной деятельности
- 2. Функции, система и общая характеристика органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
- 3. Предмет и система дисциплины по.
- 4. История преподавания дисциплины «по».
- 5. Соотношение дисциплины по с другими юридическими дисциплинами.
- 6. Содержание и деятельность правоохранительных органов.
- 7. Судебная власть, её понятие и соотношение с другими ветвями власти.
- 8. Суд как орган судебной власти.
- 9. Судебная система рф.
- 10. Основные этапы развития российской судебной системы.
- 11. Понятие правосудия.
- 12. Принципы правосудия – их понятие, источники и значение.
- 13. Законность при осуществлении правосудия.
- 14. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.
- 15. Осуществление правосудия только судом.
- 16. Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда.
- 17. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
- 18. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
- 19. Обеспечение права граждан на судебную защиту.
- 20. Состязательность и равноправие сторон.
- 21. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту.
- 22. Презумпция невиновности.
- 23. Открытое разбирательство дел во всех судах.
- 24. Национальный язык судопроизводства.
- 25. Участие граждан в отправлении правосудия.
- 26. Структура задачи и компетенция гражданских судов основного звена
- 27.Структура задачи и компетенция гражданских судов среднего звена
- 28.Структура задачи и компетенция военных судов
- 29.Структура задачи и компетенция Верховного суда рф
- 30.Структура задачи и компетенция арбитражных судов рф
- 31.Конституционный суд рф
- 32.Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.
- 33. Конституционные(уставные) суды субъектов рф
- 34.Особенности полномочий мирового судьи
- 35.Судебный департамент при верховном суде.
- 36.Институт судебных приставов
- 37.Организационное обеспечение деятельности судов.
- 38.Органы юстиции
- 39.Органы прокурорского надзора.
- 40. Организация выявления и расследования преступлений.
- 41.Защита по уголовным делам, их организация.
- 42. Правохранительные органы зарубежных стран. Интерпол.
- 43.Частные детективные и охранные службы.
- 44.Органы обеспечения охраны правопорядка. Мвд.
- 45.Полиция в структуре органов внутренних дел
- 46. Органы обеспечения безопасности
- 47.Федеральная налоговая служба и таможенные органы российской федерации