58. Судебная защита местного самоуправления
Согласно ст. 133 Конституции РФ «местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами». К гарантиям реализации этих прав и исполнения запретов наряду с правовым обеспечением относится механизм судебной защиты. Вопросы судебной защиты местного самоуправления закреплены также в ратифицированной Российской Федерацией Европейской хартии местного самоуправления (далее – Европейская хартия), ст. 11 которой предусматривает право органов местного самоуправления на судебную защиту с целью обеспечить свободу своих полномочий и соблюдение закрепленных в конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления.Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправлении должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
59.Территориальные основы местного самоуправления, границы и состав территории муниципального образования, порядок изменения границ.Территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.Установление и изменение границ муниципальных образований отнесено Законом об общих принципах организации местного самоуправления к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации (ст. 5). Границы и состав территории муниципального образования указываются в его уставе.При этом предусмотрено, что установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе: а) населения; б) органов местного самоуправления; в) органов государственной власти субъектов Федерации.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые принимают данные законы, обязаны в оответствии со ст. 131 Конституции РФ и ст. 13 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотреть в них гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.Установление или изменение границ территории внутригородских муниципальных образований решается представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с его уставом. При этом учитывается мнение населения соответствующей территории.В состав территории муниципального образования входят все земли в его границах независимо от форм собственности и целевого назначения.Территория муниципального образования охватывает земли, находящиеся в муниципальной, государственной, частной и других формах собственности. По своему целевому назначению земли, входящие в состав территории муниципального образования, подразделяются на следующие виды: а) земли городских, сельских поселений; б) прилегающие к ним земли общего пользования; в) земли сельскохозяйственного назначения; г) земли рекреационного назначения; д) земли, занятые лесами, и т. д.В состав территории городских и сельских поселений согласно ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны входить земли, необходимые для развития поселений.Вопросы об установлении или изменении территорий внутригородских муниципальных образований решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.В особом порядке устанавливаются и изменяются границы закрытого административно-территориального образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление. Границы данного образования могут не совпадать с границами субъектов Федерации и районов, входящих в их состав. Предложения об определении границ и об отводе земель создаваемого образования вносятся Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации, в ведении которых находятся соответствующие территории.
60. устав - это подзаконный правовой акт; акт учредительного (правоустанавливающего) характера; основополагающий нормативный акт конкретного муниципального образования; акт долговременного действия; он обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам, принятым органами местного самоуправления конкретного муниципального образования; имеет особый порядок принятия; подлежит государственной регистрации; уставом может осуществляться временное правовое регулирование вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования и подлежащих регулированию законами субъектов РФ до принятия соответствующих законов субъектов РФ. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Устав подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. В устав муниципального образования входит. Наименование муниципального образования, его территория, границы и символы. Вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего муниципального образования. Также должны быть закреплены вопросы, относящиеся к ведению соответствующих государственных органов, но законом переданные в ведение органов местного самоуправления. Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением конкретного муниципального образования самоуправления на своей территории (местный референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы, конференции граждан).Виды, наименование, порядок образования, полномочия, сроки и формы деятельности, правовые акты выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления на территории данного муниципального образования. Экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, перечень объектов, находящихся в собственности населения данного образования, порядок управления муниципальной собственностью, конкретные источники финансовых ресурсов (местные налоги, сборы).Гарантии местного самоуправления на территории данного муниципального образования, гарантии прав органов и должностных лиц местного самоуправления, социальные гарантии. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления на территории данного муниципального образования перед населением последнего, перед государством и перед физическими и юридическими лицами в гражданско-правовых отношениях. Исторические и иные местные традиции и особенности, которые характерны для данной территории, ее населения. Стадия разработки устава включает в себя несколько этапов:1) правотворческая инициатива -- подготовка первоначального текста проекта устава субъектом правотворческой инициативы и внесение его в представительный орган местного самоуправления;2) предварительное обсуждение проекта, сбор заключений, предложений и замечаний;3) публичные слушания. Принятие устава -- это утверждение текста проекта устава субъектом, выражающим волю жителей соответствующей территории, принимается же он большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Законодательство РФ предусматривает, что для вступления в силу устава муниципального образования он должен пройти государственную регистрацию в органах юстиции и быть официально опубликованным (обнародован).
61. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — его общая характеристика и основные положения. Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Преамбула Глава 1. Общие положения
Статья 1. Местное самоуправление
Статья 2. Основные термины и понятия
Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления
Статья 4. Правовая основа местного самоуправления
Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления
Статья 7. Муниципальные правовые акты
Статья 8. Межмуниципальное сотрудничество
Статья 9. Официальные символы муниципальных образований
- 2. Администрация муниципального образования.
- 3. Акты главы администрации
- 4. Акты представительных органов местного самоуправления.
- 6. Взаимоотношения органов мсу с предприятиями и учреждениями, не входящими в состав муниципальной собственности
- 8. Глава муниципального образования
- 9.Европейская Хартия
- 10 Конституционная модель
- 11 Исключительная компетенция представительных органов
- 12 История развития местного самоуправления
- 13 Источники права
- 14 Местное самоуправление в системе народовластия
- 15 Местные бюджеты
- 16Рефере́ндум
- 17Место и роль прямого волеизъявления народа
- 18 Муниципальная служба
- 19. Муниципальная собственность в экономической основе местного самоуправления: ее объекты, способы формирования муниципального имущества.
- 20. Муниципальное образование: его понятие и составные элементы.
- 21. Муниципальное право как комплексная научная дисциплина. Его место в системе общественных и правовых наук
- 22.Муниципально-правовые нормы и институты; система муниципального права.
- 23. Муниципальные выборы, их правовое регулирование
- 24. Народная правотворческая инициатива. Обращения граждан в органы местного самоуправления
- 25.Обязательность правовых актов местного самоуправления, ответственность за их выполнение.
- 26. Организация работы исполнительных органов местного самоуправления.
- 27.Органы территориального общественного самоуправления, порядок их создания и регистрации, полномочия.
- 28. Реформа местного самоуправления на современном этапе является одной из важнейших задач развития российской государственности.
- 30. Теория свободной общины.
- 31. Местные съезды,
- 32. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
- 33. Основания наступления ответственности депутатов,
- 35. Местные финансы
- 36. Охрана здоровья граждан
- 37.Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью и развития местного хозяйства.
- 39Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
- 38.Полномочия местного самоуправления в социально-культурной среде.
- 40Понятие и структура экономической основы местного самоуправления.
- 41.Понятие и сущность местного самоуправления.
- 42.Понятие муниципального права.
- 43Понятие органа местного самоуправления, их система.
- 44Порядок создания муниципальных предприятий и учреждений, их реорганизация и ликвидация.
- 45Постоянные и временные комиссии представительного органа местного самоуправления, их функции и полномочия.
- 46 Муниципальный служащий
- 47. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:
- 48 Конституция р ф определяет предметы ведения местного самоуправления
- 49 Представительные органы – это выборные органы,
- 50 Прокуратура рф осуществляет надзор за исполнением ф з,
- 58. Судебная защита местного самоуправления
- Глава 2. Принципы территориальной организации местного самоуправления
- Глава 3. Вопросы местного значения
- Глава 4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
- Глава 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
- Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
- Глава 7. Муниципальные правовые акты
- Глава 8. Экономическая основа местного самоуправления
- Глава 9. Межмуниципальное сотрудничество
- Глава 10. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью
- Глава 11. Особенности организации местного самоуправления
- Глава 12. Переходные положения