Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации: функции, состав, структура, полномочия палат.
Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации.
В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.
Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку. Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.
До принятия новой Конституции в Российской Федерации существовал двухпалатный высший представительный орган государственной власти - Верховный Совет. Однако на деле он функционировал как однопалатный орган, поскольку большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, и весьма серьезную роль играли общие для всего Верховного Совета органы: Председатель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета.
В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.
Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему "сдержек и противовесов" в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации "тирании большинства", завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.
К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Следует заметить, что в нашем обществе существует определенное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В обществе имеются силы, которые не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремления наталкиваются на ряд противодействующих факторов.
Многие представители политических кругов страны отдают себе отчет в том, что полная дискредитация парламента может сильно подорвать складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен в глазах значительной части населения страны, то этого нельзя сказать о его идеологической роли. Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В придании определенной политической эффективности парламенту заинтересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы. Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.
Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие российского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.
- Конституционное право России: понятие, предмет и метод правового регулирования, место в системе отраслей российского права.
- Предмет, метод конституционного права России, его место в системе национального права
- Источники конституционного права России как отрасли и науки.
- Конституция Российской Федерации 1993 года: история создания, основные черты содержания, юридические свойства. История создания.
- Конституция рф 1993 г.: принципы верховенства и прямого действия
- Порядок принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.
- Охрана и защита Конституции Российской Федерации.
- Понятие и структура основ конституционного строя Российской Федерации. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью как основа конституционного строя.
- Народовластие как основа конституционного строя Российской Федерации.
- Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, правовая регламентация.
- Всероссийский референдум: порядок организации и проведения
- Особенности республиканской формы правления в Российской Федерации.
- Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.
- Основания приобретения и утраты гражданства Российской Федерации. Федеральный закон "о гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 № 62-фз
- Понятие и основные характеристики принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
- Социальные основы конституционного строя Российской Федерации.
- Идеологическое и политическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации. Конституционно-правовой статус политических партий.
- Понятие и принципы российского гражданства. Институт двойного гражданства. Безгражданство. Гражданство рф: понятие и общие принципы
- Двойное гражданство и безгражданство.
- Право на жизнь, достоинство личности и иные личные права и свободы человека и гражданина, проблемы их реализации.
- Система конституционных обязанностей в Российской Федерации.
- Понятие и основные стадии законодательного процесса в Федеральном Собрании Российской Федерации.
- Право законодательной инициативы в рф и субъектах рф
- Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов
- Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат федерального собрания
- Непосредственная демократия понятие и институты. Институты непосредственной демократии
- Общая характеристика избирательного права
- Институт референдума всероссийский референдум: порядок организации и проведения
- Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.
- Право граждан на участие в управлении делами государства и иные политические права, проблемы их реализации.
- Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственный Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- Социальные и экономические права и свободы человека и гражданина, проблемы их реализации.
- Конституционные гарантии реализации и охраны (защиты) прав и свобод человека и гражданина.
- Конституционная характеристика России как федеративного государства. Принципы федеративного устройства России.
- Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации.
- Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
- Понятие и принципы избирательного права в Российской Федерации.
- Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.
- Конституционные функции и полномочия Президента Российской Федерации.
- Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации: функции, состав, структура, полномочия палат.
- Правительство Российской Федерации: функции, порядок формирования, полномочия.
- Понятие и назначение судебной власти. Судебная система Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации: место в системе органов государственной власти, состав, функции и полномочия.
- Конституционные основы статуса судей в Российской Федерации.