2.1 Основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Происходит изменение фоновой бальности на значительных территориях в сторону ухудшения сейсмической ситуации и необходимость вследствие этого проведения усиления конструкций зданий и сооружений. Вызванное глобальным потеплением изменение водного баланса Земли приводит к сезонному, а в обозримой перспективе - постоянному затоплению значительной части приближенных к водоемам поселений.
Но, пожалуй, самая тяжелая проблема - это то, что практически во всех городах России объем средств, направляемых на содержание и ремонт муниципального жилья, значительно ниже нормативного, т.е. жилье попросту разрушается. Сегодня для жилищной сферы характерно удручающее состояние жилищного фонда, вызванное низким качеством строительства и многолетней нехваткой средств на его содержание и эксплуатацию. Россия обладает некоторыми историческими особенностями хозяйственного устроения, которые могут сыграть особую роль в становлении тенденций ее развития:
1. Приближающаяся амортизация и ожидаемый вывод из рационального экономического оборота колоссального по объему жилого фонда, построенного с применением сборного железобетона и не низкими теплотехническими характеристиками ограждающих конструкций, а также централизованных систем тепло- и водоснабжения с низкими показателями энергоэффективности;
2. Негативное воздействие жб конструкций жилых домов, особенно в крупнопанельном исполнении, на здоровье проживающих в них людей, прежде всего на период роста в детском возрасте;
3. Изменение фоновой бальности на значительных территориях в сторону ухудшения сейсмической ситуации и необходимость вследствие этого проведения усиления конструкций зданий и сооружений;
4. "Проблема лифтов" - необходимость массовой реконструкции лифтового хозяйства для домов массовых серий этажностью выше 5 этажей;
Дело это не новое, реформу надо было проводить еще в конце 50-х годов, с началом массового жилищного строительства. Но этого сделано не было, и мы имеем то, что имеем. На все это наложили отпечаток революционные изменения последних лет. Естественно, это сочетание самых разных факторов требует весьма серьезных решений.
Сегодняшнее положение в сфере жилищно-коммунального хозяйства во многом представляет собой результат ошибок, сделанных еще на заре Советской власти, таких как бесплатное предоставление жилья и коммунальное заселение. За восемьдесят послереволюционных лет в жилищной сфере сложились такие отношения, которые существенно затрудняют формирование рыночного механизма. А начало реформ даже усложнило этот процесс.
Рыночный романтизм, охвативший российских политиков, проистекает во многом из незнания специфики жилищной отрасли в раздаточной экономике России.
ЖКХ трактуется как сфера услуг, в то время как на самом деле это сложная система жизнеобеспечения и общественной безопасности. Смысл существования работников ЖЭУ состоит не в том, чтобы по первому требованию поставить жильцу финскую сантехнику, а в том, чтобы канализация постоянно находилась в исправном состоянии. То же и с электрикой, с теплом - можно ли считать услугой профилактику и устранение аварий? Наше коммунальное хозяйство слишком общественное, если так можно выразиться, увязанное в сложные, неотделимые друг от друга инженерные системы. Реформа ЖКХ нужна, но не рыночная, а управленческая. Вопрос нередко сводят к необходимости перераспределения налогов в пользу муниципалитетов, но нельзя забывать, что есть города и целые регионы, которым эта мера не поможет, потому что они находятся в депрессии, и собственная налоговая база у них почти нулевая. Самые крупные аварии как раз там и происходят. Размороженные города ждут помощи из центра, но в структуре исполнительной власти сейчас даже нет органа, ответственного за эту помощь.
Проблема жилищно-коммунальной реформы совершенно не в том, чтобы помогать бедным, но это и не проблема богатых. Их мало и их деньги должны привлекаться, в основном, через налоговую систему. Жилищно-коммунальная реформа - это проблема основной части населения, т.е. это люди, которые работают, получают заработную плату и содержат семью.
Сейчас больше 50% жилья в стране принадлежит частным лицам и компаниям. Однако содержится оно в основном за счет дотаций государства. А значит, жилищный фонд, остается, в своей основе, не частным, а социальным. Приобретение прав собственника не сопровождается ростом частной ответственности. Опыт организации кондоминиумов в Москве, Ярославле и Рязани показал, что эта форма приживается на российской почве очень плохо. Население, привыкнув за многие годы к тому, что содержание жилья - дело государства, даже взяв квартиру в собственность, не чувствует ответственности за сохранность дома и по-прежнему ощущает себя, в массе, квартиросъемщиками.
Жилищно-коммунальная реформа меняет отношения между участниками формирования жилой среды: муниципальными властями, жилищно-коммунальными службами и жителями. Население становится важнейшим участником формирования жилой среды. Однако эта его роль пока еще не нашла своего отражения ни в документах, ни в реальной практике, ни в понимании самих жителей.
Успех жилищно-коммунальной реформы зависит от земельной, городской и пространственной политики. Земельная политика определяет собственность на землю, количество и площадь предлагаемых под жилищное строительство участков, уровень платы за их приобретение и использование. Городская политика определяет размещение жилищно-коммунальных объектов и плотность застройки. От нее зависят возможности обустройства участков, отводимых под жилищное строительство, динамика его объемов. Пространственная политика устанавливает функциональное зонирование территории, правила застройки, сервитуты при строительном и хозяйственном использовании земельных участков. К сожалению, несмотря на эту очевидную взаимосвязь жилищной и земельной политики разработка их ведется несогласованно. Не получила необходимого развития законодательная база землепользования и жилищно-коммунального строительства. Важной предпосылкой согласования жилищно-коммунальной политики с земельной и пространственной является их совместная адаптация к рынку. В этом отношении заметно отстает пространственная политика. Она материализуется, как известно, в проектно-планировочных документах - районных планировках, генеральных планах, проектах детальной планировки и застройки.
Таким образом, основными факторами дестабилизации в сфере градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства являются:
1. Серьезная депрессия градообразующей базы городов, прежде всего промышленности, науки, научного обслуживания, невостребованность производственного потенциала многих городов;
2. Падение качества жизни в городах ввиду плохого экологического состояния городской среды, нарастающего износа жилых домов периода массового индустриального домостроения и инженерных инфраструктур. Остается высоким удельный вес населения городских поселений, нуждающегося в жилье. До 30% жилищного фонда не отвечает необходимым требованиям из-за его ветхости и аварийности, отсутствия отдельных видов инженерного оборудования;
3. Недостаточная реализация системы мер по внебюджетному финансированию жилищного строительства;
4. Стремительное свертывание роли государства, как активно действующего субъекта градостроительной деятельности, готового проводить целенаправленную и масштабную инвестиционную политику;
5. Переход функций управления городским развитием от государственной централизованной системы к органам местного самоуправления и негосударственным внебюджетным структурам, что при отсутствии в России отработанных нормативно-правовых механизмов повсеместно оборачивается негативными проявлениями стихии рынка в сфере градостроительной деятельности;
6. Низкий уровень финансово-хозяйственной самостоятельности городов и трудное становление местного самоуправления, на который смещается центр тяжести в реализации социальных требований и интересов населения и снижение его уровня жизни. Не имея надежных финансовых ресурсов, города оказались, по сути, без собственной финансовой базы, позволяющей обеспечивать полноценное функционирование всех видов городских инфраструктур;
7. Резкое падение инвестиций в социальную и инженерную инфраструктуры;
8. Высокая степень изношенности объектов жилищно-коммунального комплекса, приводящая к высокому риску техногенных катастроф, ухудшению экономического состояния городов, ограничению городского развития и роста инвестиционной активности;
9. Отсутствие системы надзора и реальных механизмов контроля за состоянием инженерной инфраструктуры и экологической ситуацией;
10. Технологическая отсталость и ориентация стройиндустрии и промышленности строительных материалов на выпуск ресурсоемких и энергоемких изделий;
11. Ослабление государственного влияния на градостроительную деятельность и как результат снижение влияния градостроительства на основные направления развития общества - социальную сферу, экономику, экологию, земельно-имущественные отношения, охрану историко-культурного и природного наследия;
12. Недооценка в городском управлении документов градостроительного планирования и, прежде всего, свертывание стратегических долгосрочных видов градостроительного планирования развития территорий и поселений;
13. Многократное снижение масштабов фундаментальных и прикладных исследований и программных разработок по основным направлениям градостроительной деятельности в результате разрушения структуры градостроительной науки и системы институтов типологического профиля;
14. Отсутствие сформированной информационной системы и нормативной правовой базы в области градостроительства, не позволяющих принятие эффективных градостроительных решений.
- Введение
- Глава 1. Система организации жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований в Российской Федерации в условиях рыночных отношений
- 1.1 Муниципальная сфера деятельности жилищно-коммунального хозяйства в историческом аспекте развития
- 1.2 Современное состояние и причины неудачи реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации
- Глава 2. Проблемы системы жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований и определение путей их решения в рыночных условиях хозяйствования
- 2.1 Основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
- 2.2 Основные направления жилищно-коммунальной реформы
- 10. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 1.2 Реформирование жилищно-коммунального хозяйства
- 90. Реформа жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 3. Основные принципы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства
- VII. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 70. Управление жилищно-коммунальным хозяйством.
- Проблемы функционирования и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства
- Современный этап управления жилищной недвижимостью в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства
- 1.2 Правовые основы функционирования жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации
- 27. Проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства регионов и муниципальных образований.