logo
Жилищная реформа в Российской Федерации

1.2 Обоснования необходимости реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Система жилищно-коммунального хозяйства, доставшаяся в наследство от периода плановой экономики, являлась крайне неэффективной и затратной. Содержание той системы в ее неизменном непосильно было ни для потребителей жилищно-коммунальных услуг, ни для бюджетной системы.

Дореформенное состояние отечественного жилищно-коммунального хозяйства, по мнению А. А. Кругликова, характеризовалось следующими чертами Кругликов А. А. Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - 2000. - №7. - С. 15. :

· дотационостью отрасли;

· неудовлетворительным финансовым положением предприятий ЖКХ;

· высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство коммунальных услуг;

· неразвитостью конкурентной среды в сфере ЖКХ;

· высокой степенью износа основных фондов в отрасли;

· неэффективной работой предприятий ЖКХ, выражающейся в первую очередь в больших потерях энергии, воды, других ресурсов.

Дореформенное ЖКХ испытывало большие трудности и сильно отстало от современных требований. Одна из основных причин этого крылась в нехватке средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, а также повсеместных неплатежах и несвоевременной оплате жилищно-коммунальных услуг населением. Но все же наиглавнейшая, «кризисообразующая», по выражению Н. С. Максимовой, проблема - это существующая структура управления ЖКХ Максимова Н. С. Реформа жилищно-коммунальной сферы - важный резерв укрепления финансов России // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ -2001. - № 5. - С. 8. . Отсутствие специалистов по менеджменту и маркетингу в отрасли тормозит развитие конкурентной среды в ЖКХ. Совокупность двух основных факторов - нехватка средств и квалифицированных управленцев - в сочетании с морально и физически устаревшей научно-технической и производственной базой приводит к большим издержкам и, как следствие, высокой стоимости услуг ЖКХ, что, в свою очередь, приводит к неплатежам.

Вопрос реформирования жилищно-коммунального хозяйства является важнейшим вопросом социальной и экономической политики в современной России. Предполагалось, что реформа улучшит состояние жилищного фонда, качество обслуживания населения, защитит его законные права и интересы, повысит эффективность отрасли в целом и обеспечит переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме услуг ЖКХ потребителями, в том числе и населением.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 г.

№ 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» основными задачами реформирования ЖКХ были провозглашены:

· совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;

· развитие конкурентной среды в сфере предоставления коммунальных услуг, переход на систему договорных отношений;

· совершенствование системы оплаты жилищно-коммунальных услуг и социальной защиты, упорядочение системы льгот.

Главной целью остро назревшей реформы ЖКХ являлся переход к строго адресному предоставлению субсидий на жилищно-коммунальные услуги, за счет этого повышение реальной помощи нуждающимся и одновременно существенное снижение нагрузки на бюджет, на налогоплательщика. Как известно, в дореформенный период дотации получали предприятия жилищно-коммунального хозяйства фактически для того, чтобы предоставлять свои услуги по заниженным ценам всем без исключения потребителям. Необходимость перехода к прямой помощи малообеспеченным семьям, позволяющей им за счет субсидий оплачивать рыночную стоимость жилищно-коммунальных услуг, в этих условиях была очевидной. При этом переход к полной оплате населением расходов на содержание жилья и коммунальные услуги следовало осуществлять одновременно с развитием системы адресных жилищных субсидий малообеспеченным семьям.

В целях практической реализации данных целей и задач реформирования системы ЖКХ страны и был издан Указ Президента Российской Федерации «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» от 28.04.1997 № 425, которым была одобрена концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства, представленная Правительством РФ.

Реформа ЖКХ предусматривает в первую очередь изменение экономических и организационных механизмов управления жилищным фондом и предоставления жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим следует определить, какие организационно-экономические схемы могут применяться в данной сфере и какие из них являются наиболее целесообразными.

Экономическая теория отмечает, что каждой услуге, работе (и каждому товару) независимо от их потребительских или иных качеств свойственны два объективных критерия: возможность отстранения и возможность совместного потребления Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. - М.: Велби, 2006. - С. 412. . Возможностью отстранения (или неисключаемостью) называют наличие (или отсутствие) у поставщика возможности отказать потребителю в услуге или товаре при невыполнении последним каких-либо условий, например при их неоплате. Следует учитывать, что с точки зрения технологии систему отстранения можно создать практически всегда, но во многих случаях затраты на такую систему несоизмеримо превышают достигаемую при этом прибыль.

Возможностью совместного потребления (или несоперничеством) называют возможность потреблять данную услугу или товар одновременно многими потребителями без утраты их качества для каждого из потребителей. Потребление также не является абстрактной величиной: в каждом конкретном случае имеется определенная «степень насыщения» пользователями, после чего качество услуги для каждого пользователя начинает падать. Степень «несоперничества» варьируется от полностью индивидуального потребления до совместного.

На практике большинство товаров и услуг занимают промежуточные положения между этими крайностями. Тем не менее, на основании этих критериев все товары и услуги в экономике принято разделять на четыре категории Носова С. С. Экономическая теория: Учебник. - М.: Владос, 2005. - С. 374.:

· Частные услуги (товары) - услуги (товары) индивидуального потребления, для которых отстранение полностью осуществимо.

· Совместные услуги (товары) - услуги (товары) совместного потребления, для которых отстранение полностью осуществимо.

· Общедоступные услуги (товары) - услуги (товары) индивидуального потребления, для которых отстранение не реализуется.

· Коллективные услуги (товары) - услуги (товары) совместного потребления, для которых отстранение не реализуется.

Данная классификация позволяет определить, будет ли у потребителей желание платить за товар или услугу (в нашем случае - за жилищно-коммунальные услуги) и, соответственно, требуется ли коллективное посредничество (в том числе деятельность государственных органов) для их поставки. Действительно, за отстраняемые услуги поставщик может самостоятельно получить плату непосредственно от заинтересованных потребителей. За услуги, отстранение от которых невозможно, потребители добровольно платить не будут, насколько бы ценными они не были. Сбор средств на их осуществление должен производиться особыми способами, в том числе - усилиями государственных органов в форме сбора и распределения общественных ресурсов.

Понимание данных теоретических основ жилищно-коммунальной экономики позволяет перейти к рассмотрению роли органов государственной власти и местного самоуправления в системе обеспечения бесперебойного функционирования системы ЖКХ.