logo
Актуальные вопросы административных правонарушений в области предпринимательской деятельности

1.3 Общая характеристика правонарушений в области предпринимательской деятельности

Конституция России установила право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34). Это право подкреплено гарантиями о единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8). В Российской Федерации после принятия Основного закона предпринимательская деятельность получила распространение, что повлекло за собой формирование нового подхода к рассматриваемому явлению и создание особого механизма контроля этой деятельности.

В.В. Покозий определяет предпринимательскую деятельность как основанные на государственной, муниципальной, частной собственности инициативные систематические действия граждан, осуществляемые ими на свой риск и под имущественную ответственность, направленные на получение возможно большего размера прибыли при минимально допустимых затратах сил и средств». Покозий В.В. Общая характеристика мер административного принуждения, применяемых в борьбе с нарушениями законодательства о предпринимательской деятельности. М., 1994. С. 10.

Е.В. Глущенко, А.И. Капцов, Ю.В. Тихонравов определяют предприимчивость как «универсальное сложное свойство предпринимательства, включающее в себя инициативность, энергичность, гибкость, оборотистость, находчивость, изобретательность и практичность» Глушенко Е.В. Капцов А.И., Тихонравов Ю.В. Основы предпринимательства М., 1996. С. 12.

Перечень административных правонарушений в области предпринимательской деятельности содержится в главе 14 КоАП РФ.

Родовым объектом рассматриваемого круга правонарушений выступают общественные отношения, складывающиеся в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона включает в себя как действия, так и бездействие правонарушителей. Путем активных действий совершаются такие правонарушения, как получение кредита (ст. 14.11), поставка этилового спирта (ст. 14.17), осуществление внешнеэкономических операций (ст. 14.20), и др. Бездействием, уклонением от совершения обязательных действий характеризуются ст. 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)», ст. 14.8 «Нарушение иных прав потребителей», ст. 14.13 «Неправомерные действия при банкротстве» и т.д.

Данная группа административных правонарушений, в основном, характеризуется наличием видовых объектов. К таковым можно отнести: общественные отношения в области торговли и защиты прав потребителей (ст. 14.2, 14.4 - 14.9, 14.15, 14.16), оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. ст. 14.17 - 14.19), интеллектуальной собственности (ст. ст. 14.10, 14.24), порядка и организации деятельности при банкротстве (ст. ст. 14.12 - 14.14), ст. 14.23 (осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом), (ст. 14.26) обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, их отчуждения и др.

Для отдельных составов административных правонарушений характерно наличие предмета правонарушения. Им может быть, например, бухгалтерские и иные документы юридического лица или индивидуального предпринимателя (ст. 14.13 КоАП РФ - неправомерные действия при банкротстве), единый государственный реестр юридических лиц (ст.14.25 КоАП РФ - нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц).

Субъектами правонарушений в данной главе чаще всего выступают должностные и юридические лица. Это обусловлено спецификой предпринимательской деятельности, необходимостью наличия специального статуса для того, чтобы на законных основаниях участвовать в экономических отношениях.

Субъективная сторона правонарушений для физических лиц в большинстве случаев характеризуется умышленной формой вины (обман потребителей, ограничение свободы торговли, незаконное использование товарного знака). Вместе с тем в некоторых случаях правонарушения могут быть совершены и по неосторожности (ненадлежащее управление юридическим лицом, совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий). Для юридических лиц, которые также могут выступать в качестве субъектов правонарушений, конструкция вины будет несколько иной. Она будет обусловлена установлением обстоятельств, связанных с возможностью соблюдения юридическим лицом правил и норм закона.

Протоколы об административных правонарушениях правомочны составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), по ч. 1 данной статьи - органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 8 ч. 2 ст. 28.3), по ч. 2-4 - органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (п. 39 ч. 2 ст. 28.3), а также соответствующих лицензирующих органов (ч. 3 ст. 28.3).

Таким образом, можно сделать следующий вывод.

Перечень административных правонарушений в области предпринимательской деятельности содержится в главе 14 КоАП РФ.

Родовым объектом рассматриваемого круга правонарушений выступают общественные отношения, складывающиеся в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона включает в себя как действия, так и бездействие правонарушителей.

Субъектами правонарушений в данной главе чаще всего выступают должностные и юридические лица.

Субъективная сторона правонарушений для физических лиц в большинстве случаев характеризуется умышленной формой вины (обман потребителей, ограничение свободы торговли, незаконное использование товарного знака).

Далее в курсовой работе мы более предметно рассмотрим административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, содержащиеся в Главе 14 КоАП РФ, судебную практику во делам об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, а также некоторые актуальные вопрос по заданной проблематике курсовой работы.