1.1 Исполнительная власть как институт
Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.
Признаки органа исполнительной власти:
· является государственным учреждением;
· вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);
· наделен полномочиями государственно-властного характера;
решает задачи, определенные государством;
· обладает соответствующей компетенцией;
· деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;
· деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);
· осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;
· осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);
· располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;
· обладает внутренней организацией, структурой;
· наделен административной правосубъектностью;
· действует в пределах определенной территории;
· подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти. Раздымалина Н.И. Теория государства и права: Материалы к лекциям. - Воронеж, 2012., с. 12
Исполнительная власть делится: ??на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
1. Министерство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ.
2. Государственный комитет - федеральный орган исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти;
3. Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа;
4. Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
С одной стороны, органы исполнительной власти - это разновидность органов государственной власти, с другой - субъекты именно исполнительной власти, призванные обеспечивать ее формальную и фактическую реализацию. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность - государственное управление, являясь органами государственного управления. Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти», определившего их как «органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление»
Взаимодействие органов исполнительной власти с органами представительной и судебной власти является необходимым условием для нормального функционирования государства. Тем не менее, исполнительная власть должна быть независимой, выполняя определенный вид государственной деятельности, который по своему правовому содержанию являются исполнительными и распорядительными. В соответствии с законодательством эти органы обладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Но они самостоятельны только в пределах, очерченных правом. К ним не применяется принцип "разрешено все, что не запрещено".
Функциональная связь между исполнительной властью и правоохранительной деятельностью в ее традиционном понимании выражена наиболее отчетливо в силу как минимум пяти обстоятельств. Во-первых, исполнительная власть реализует наибольший объем правоприменительных полномочий, отражающих законодательно зафиксированные интересы государства в сфере правопорядка. В силу этого исполнительная власть всегда рассматривалась в полицеистике и административном праве именно как правоохранительная. ст. 114 Конституции РФ и детализирована в ст. 19 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г.
Политическая институционализация определяется как естественный процесс изменения политической системы, с помощью которой организация и эксплуатационные процедуры стали стабильными, законными в обществе. Институционализация системы управления является уровнем институционализации политического порядка в целом, а не отдельных структур со специализированными функциями. Типология политической институционализации системы органов власти даётся по сочетанию критериев: уровня политического участия и степени модернизированности общества, меры интеграции общества, степени адаптивности норм и ценностей политической культуры.
Принцип разделения властей является ключевым для обеспечения правового и демократического характера власти. Он является независимым развитием законодательной, исполнительной и судебной властей; последовательным разграничением их полномочий и равенстве "веса" энергетических ресурсов; системой взаимного контроля. Разделение властей в современных государствах основывается на различных моделях: президентская, полупрезидентская, парламентская. Однако разделение властей не означает их изоляцию и отсутствие согласования политической стратегии. Разделение властей предполагает взаимодействие ветвей власти в реализации политической стратегии государства через правовые и политические технологии.
Современная государственная власть сочетает в себе использование различных видов властных отношений: доминирование и влияние, принуждение и добровольное сотрудничество. В современных правовых органах взаимодействие государства носит не только нормативный, но информационно-коммуникативный характер. Данное взаимодействие включает в себя три этапа: совместную выработку решения, властное регулирования в целях реализации политического решения и обратную властную связь между субъектами взаимодействия. В итоге совершается изменение, как системы субъектов власти, так и объектов властного регулирования.
Взаимодействие органов государственной власти происходит в конкурентной политической среде.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1. Теоретический аспект вопроса
- 1.1 Исполнительная власть как институт
- 1.2 Методы институализации исполнительной власти
- 2. Сравнительный анализ институализации исполнительной власти различных стран
- 2.1 Рассмотрение процесса институализации государственной исполнительной власти на примере России
- 2.2 Оценка способов и приемов институализации на примере международного опыта
- 3. Прогноз развития институализации исполнительной власти в России, благодаря международному опыту
- 3.1 Направления совершенствования исполнительной власти в России
- 3.2 Ожидания от совершенствования исполнительной власти в России
- Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
- 85. Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах российской Федерации. Правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- § 2.1. Основные направления институализации
- 2.2.Исполнительная власть в Российской Федерации
- 46. Система исполнительной власти в Российской Федерации.
- Практика в органах исполнительной власти
- Институализация международных отношений
- Преддипломная практика Практика в законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления
- 90. Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
- Тема 2. Государственное управление и исполнительная власть.