logo
Институализация государственной исполнительной власти: международный опыт и российская практика

1.1 Исполнительная власть как институт

Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Признаки органа исполнительной власти:

· является государственным учреждением;

· вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);

· наделен полномочиями государственно-властного характера;

решает задачи, определенные государством;

· обладает соответствующей компетенцией;

· деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;

· деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);

· осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;

· осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);

· располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;

· обладает внутренней организацией, структурой;

· наделен административной правосубъектностью;

· действует в пределах определенной территории;

· подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти. Раздымалина Н.И. Теория государства и права: Материалы к лекциям. - Воронеж, 2012., с. 12

Исполнительная власть делится: ??на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

1. Министерство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ.

2. Государственный комитет - федеральный орган исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти;

3. Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа;

4. Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

С одной стороны, органы исполнительной власти - это разновидность органов государственной власти, с другой - субъекты именно исполнительной власти, призванные обеспечивать ее формальную и фактическую реализацию. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность - государственное управление, являясь органами государственного управления. Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти», определившего их как «органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление»

Взаимодействие органов исполнительной власти с органами представительной и судебной власти является необходимым условием для нормального функционирования государства. Тем не менее, исполнительная власть должна быть независимой, выполняя определенный вид государственной деятельности, который по своему правовому содержанию являются исполнительными и распорядительными. В соответствии с законодательством эти органы обладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Но они самостоятельны только в пределах, очерченных правом. К ним не применяется принцип "разрешено все, что не запрещено".

Функциональная связь между исполнительной властью и правоохранительной деятельностью в ее традиционном понимании выражена наиболее отчетливо в силу как минимум пяти обстоятельств. Во-первых, исполнительная власть реализует наибольший объем правоприменительных полномочий, отражающих законодательно зафиксированные интересы государства в сфере правопорядка. В силу этого исполнительная власть всегда рассматривалась в полицеистике и административном праве именно как правоохранительная. ст. 114 Конституции РФ и детализирована в ст. 19 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г.

Политическая институционализация определяется как естественный процесс изменения политической системы, с помощью которой организация и эксплуатационные процедуры стали стабильными, законными в обществе. Институционализация системы управления является уровнем институционализации политического порядка в целом, а не отдельных структур со специализированными функциями. Типология политической институционализации системы органов власти даётся по сочетанию критериев: уровня политического участия и степени модернизированности общества, меры интеграции общества, степени адаптивности норм и ценностей политической культуры.

Принцип разделения властей является ключевым для обеспечения правового и демократического характера власти. Он является независимым развитием законодательной, исполнительной и судебной властей; последовательным разграничением их полномочий и равенстве "веса" энергетических ресурсов; системой взаимного контроля. Разделение властей в современных государствах основывается на различных моделях: президентская, полупрезидентская, парламентская. Однако разделение властей не означает их изоляцию и отсутствие согласования политической стратегии. Разделение властей предполагает взаимодействие ветвей власти в реализации политической стратегии государства через правовые и политические технологии.

Современная государственная власть сочетает в себе использование различных видов властных отношений: доминирование и влияние, принуждение и добровольное сотрудничество. В современных правовых органах взаимодействие государства носит не только нормативный, но информационно-коммуникативный характер. Данное взаимодействие включает в себя три этапа: совместную выработку решения, властное регулирования в целях реализации политического решения и обратную властную связь между субъектами взаимодействия. В итоге совершается изменение, как системы субъектов власти, так и объектов властного регулирования.

Взаимодействие органов государственной власти происходит в конкурентной политической среде.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4