logo
Подследственность уголовных дел

2.4 Персональная подследственность

Персональная подследственность - это подследственность дел, определяемая с учетом особенностей, присущих лицу, в отношении которого ведется производство. Такими особенностями являются:

а) принадлежность его к категориям лиц, в отношении которых УПК установил особые правила возбуждения уголовного дела, применения мер принуждения, рассмотрения в суде;

б) принадлежность должностного лица к правоохранительной системе РФ;

в) принадлежность лица к Вооруженным Силам РФ;

г) наличие у лица психических расстройств, требующих особого производства в форме предварительного следствия.

УПК не установил персональной подследственности дел о преступлениях несовершеннолетних: в отличие от УПК РСФСР по делам несовершеннолетних может в зависимости от предметной подследственности проводится или дознание, или предварительное следствие.

Персональная подследственность установлена для следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ, следователей ФСБ и отчасти следователей МВД.

Независимо от квалификации, даже если она предусматривает производство дознания, следователям Следственного комитета при прокуратуре РФ подследственны все дела о преступлениях, совершенных:

а) лицами, указанными в ст. 447 УПК РФ (члены Совета Федерации, депутаты Госдумы РФ, депутаты представительных органов субъектов РФ, другие выборные лица органов местного самоуправления, судьи всех судов, Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент РФ, прекративший свои полномочия, а также кандидаты в президенты РФ, прокуроры, следователи, адвокаты). Им также подследственны дела о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

б) должностными лицами органов ФСБ, СВР, ФСО России, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов УИС, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

в) военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинского формирования. Сюда же относятся и преступления, совершаемые в отношении этих лиц в связи с их служебной деятельностью.

К персональной подследственности следователей ФСБ относятся дела о государственной измене, шпионаже, разглашении государственной тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, в совершении которых обвиняются должностные лица силовых ведомств, военнослужащие и другие связанные с ними лица (подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Вопрос о персональной подследственности следователей МВД возникает только по делам о применении к лицам, совершившим общественно опасные действия, принудительных мер медицинского характера (гл. 53 УК РФ). Дела об указанных деяниях расследуются разными следователями в зависимости от предметной подследственности каждого из них. Однако если психически больное лицо совершило деяние, расследование которого должно по общему правилу осуществиться в форме дознания, складывается неясная ситуация, ибо закон не определяет, какой следователь должен вести по нему предварительное следствие, хотя и в данном случае предварительное следствие является обязательным. Представляется, что эта обязанность должна возлагаться на следователей МВД, так как основная масса дознания производится дознавателями органов МВД.

При конкуренции подследственности когда, например, действия одного из участников входят в подследственность следователя МВД, а действия другого по предметному или персональному признаку - в подследственность следователя СК, вопрос о подследственности решает прокурор. В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ он вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами о подследственности. Он также вправе изымать любое дело от органа предварительного расследования и передавать его следователям Следственного комитета при прокуратуре РФ. Аналогичное правило действует при соединении в одном производстве дел, подследственных разным органам следствия: согласно ч. 3 ст. 154 УПК РФ решение о соединении дел принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности.