logo
Бюрократия и государство

3.1 Пути преодоления бюрократии и бюрократизма в механизме государства

В России при всех имеющихся у общества и государства возможностях противодействия бюрократизму необходимо выделить невостребованность эффективных социально-экономических, политических и юридических мер воздействия на поведение бюрократии. К решающим следует отнести политико-правовые средства, поскольку природа и сущность явления бюрократизма связана с недостатками в этой сфере.

В условиях современного общества функционирование бюрократии невозможны вне демократического политического режима, гарантирующего реализацию основополагающих демократических принципов формирования и деятельности государственного аппарата. По утверждению Аристотеля значимость такого демократического принципа организации государственного управления, как выборность высока. Идея о необходимости выборности всех государственных служащих исторически всегда обосновывалась в русле проблемы противодействия произволу государства и его представителей.

В России имеются все основания для того, чтобы этот принцип имел не только свое теоретическое обоснование, но и находил как можно большее практическое воплощение в качестве одного из средств деятельности российской бюрократии. При этом речь идет о применении данного принципа с учетом пределов необходимого и возможного, исходя из характера осуществляемых бюрократией полномочий, поскольку распространение данного принципа на всех без исключения государственных служащих было бы неправильным. Данный принцип должен быть востребован применительно к руководящему составу бюрократии нижнего и среднего звеньев, от которого, в конечном счете, зависит качественный состав всей бюрократии в целом.

Выборность, как организационно-политический принцип, предполагает реальное право отзыва представителей бюрократии, провинившихся в систематическом нарушении прав управляемых. Причем отзыв представителей руководящего состава бюрократии необходимо увязать с принципом автоматической отставки рядового состава бюрократии, находившегося под началом отозванного руководителя. Это способствует исключению застойных явлений в кадровом составе, может служить основанием и средством обновления кадров, а также выступает фактором не только профессионального самосовершенствования постоянной работы, но и обеспечения ответственности бюрократов.

Функционирование российской бюрократии свидетельствует о том, что выборность, равно как и назначаемость представителей государства, предполагает специальную подготовку и аттестацию претендентов на государственные должности. Воля электората не может быть проигнорирована, или преодолена какими-либо нормативными установлениями, ибо попытки введения образовательного ценза окажутся антиконституционными. Российский опыт государственного управления свидетельствует о том, что российское общество, государство страдают от присутствия в бюрократическом аппарате лиц с явно недостаточным уровнем образованности не только в вопросах государственной деятельности.

Выборность предполагает периодическую сменяемость. В этой связи встает вопрос о сроках замещения тех или иных должностей. Продолжительность сроков замещения должностей зависит, и определяться с учетом степени социальной значимости должностей характеру или роду осуществляемых функций. С таких позиций срок пребывания во многом может расцениваться в одних случаях как негативный фактор бюрократизации управления, а в других как фактор предупреждения бюрократизма.

Следовательно, систематическое обновление бюрократии есть способ ее рационализации и, прежде всего, преодоления застоя в деятельности не только отдельных чиновников, но и всего государственного аппарата. Вместе с тем одна лишь сменяемость, равно как и выборность, не может сама по себе устранить бюрократизм, если деятельность бюрократии ни по содержанию, ни по форме не предполагает в качестве принципа функционирования ее ревизию. Ревизия, в свою очередь, предопределяет подотчетность бюрократии, среди организационно-политических факторов систематическая подотчетность бюрократии имеет существенное значение в демократизации бюрократической деятельности.

При таких условиях обретает смысл суть такой меры противодействия бюрократизму, которая восходит своими историческими корнями к идее политических мыслителей о должности "наблюдателей", осуществляющих функции контроля, за деятельностью должностных лиц государства. В современной трактовке она находит свое выражение в идее о контрольной власти. Контроль, за деятельностью бюрократии, как средство борьбы со злоупотреблениями бюрократии, безусловно, необходим как со стороны государства, так и со стороны общества.

Для преодоления негативных тенденций в работе бюрократического аппарата необходимо осуществлять контроль, за его работой с целью проверки исполнения требований законодательства, решений, принимаемых государственными органами и их руководителями, предупреждение и пресечение нарушений, анализа их причин, принятия мер по их устранению, усилению ответственности чиновников повышению результативности деятельности исполнительных органов власти. Государственный контроль осуществляют его все государственные органы в пределах своей компетенции.

Принципиальным шагом в установлении четкого гражданского контроля над властью является открытость и доступность для контроля органов государственной власти и органов местного самоуправления. Необходимо реализовать следующие принципы: во-первых, в стране не должно быть ни для кого монополии на информацию; во-вторых, информация должна быть полной, исчерпывающей и постоянно обновляемой. Соблюдение этих норм создаст качественно новую среду во взаимоотношениях личности, общества и государственной власти. Суть законопроекта в том, что государственные органы власти и органы местного самоуправления обязаны сообщать для всеобщего сведения информацию о своей деятельности.

Другим важным фактором преодоления бюрократизма, по нашему мнению, являются свободные и честные выборы. Свободные и честные выборы это основа ответственности, подконтрольности и эффективности власти. Чтобы обеспечить проведение демократических, честных выборов органов государственной власти и местного самоуправления на всех уровнях необходимо законодательно и на практике решить следующие задачи:

- усилить общественный контроль над деятельностью избирательных комиссий, размещая всю информацию о выборах, подсчете голосов и итогах выборов в СМИ;

- обеспечить придание гласности всех нарушений в период избирательных кампаний;

- отменить досрочное голосование, как механизм возможной фальсификации;

- ужесточить ответственность СМИ за нарушение гарантий равенства кандидатов;

- усилить административную и уголовную ответственность за фальсификацию итогов выборов, нарушения избирательных прав граждан.

Следовательно, чтобы преодолеть бюрократизм, заставить государство служить обществу, сделать его эффективным, необходимо поставить власть под контроль граждан.

Поскольку бюрократизм есть порождение определенной системы общественных отношений, то искоренение его возможно лишь с исчезновением породивших его условий. Следует стремиться ограничить причиняемый бюрократизмом вред обществу, не подрывая при этом основ пока единственно возможной бюрократической системы управления. Главное заключается в ограничении бюрократизмам, сокращении сферы деятельности и влияния бюрократов. Основной путь к этому лежит через разгосударствление экономики и других сфер жизни общества. Хотя, например, приватизация не стала подлинным разгосударствлением собственности. Более того, бюрократия получила дополнительные возможности распоряжаться общественным достоянием.

До тех пор, пока в общем плане ситуация не изменится, попытки радикально преодолеть чиновничьи коррупцию и произвол обречены оставаться благими намерениями. Но все же есть некоторые дополнительные меры, которыми не надо пренебрегать. Необходимо активизировать деятельность контрольных органов, в частности, прокуратуры, расширить и сделать практически более эффективным судебный контроль. Вместе с тем при всех оправданных заботах о создании стабильной и эффективной системы государственной службы, укомплектованной квалифицированным персоналом, не следует делать работу в аппарате чересчур привлекательной для карьеристов и лиц, чрезмерно ориентированных на личное обогащение.

В России следует совершенствовать условия и порядок прохождения государственной службы таким образом, чтобы теснее увязывать результаты работы с оплатой, служебной карьерой и перспективой. Видимо, было бы продуктивным более детально изучить вопрос о качествах, которыми должны обладать различные категории государственных служащих, и разработать соответствующие перечни, которые могли бы использоваться при приеме на работу и в процессе квалификационных процедур.

Федеральный Закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" предписывает, назначение на должности государственной службы путем осуществления по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности. И лишь назначения на самые младшие должности, могут производится соответствующим должностным лицом без конкурса. В Законе перечислены формальные характеристики, необходимые для различных государственных должностей, которые включают профессиональное образование, стаж, опыт работы по специальности, знание Конституции и Федеральных Законов Российской Федерации.

Преодоление бюрократизма это постоянная проблема, необходимый компонент функционирования и развития системы социального управления, общественных отношений в целом. К числу первоочередных мер преодоления бюрократизма, относятся повышение общей управленческой культуры, использование средств автоматизации в управленческих процессах. Важнейшим методом борьбы с бюрократизмом является упрощение процедур управления, придание им наглядности и доступности для широких слоев населения. К специфическим способам преодоления бюрократизма необходимо отнести открытость процессов принятия общих решений, сокращение государственного аппарата, свободу доступа к информации, имеющей социальную значимость, повышение роли общественных организаций в управленческом процессе. Хотя, например, по утверждению Аристотеля, любые правильные формы правления имеют тенденцию вырождаться и искажаться, поэтому полностью уничтожить бюрократизм невозможно.

К важнейшим условиям ликвидации бюрократизма как системы власти относятся фундаментальные, коренные преобразованиях общественной жизни, сочетание общих, групповых и личных интересов людей, полная ликвидация форм отчуждения трудящихся в процессе переустройства общества и создание такого политического строя, в котором общественная жизнь становилась все более самоорганизующейся, самодействующей.

По нашему мнению, для ограничения бюрократизма важное значение имеют следующие меры:

- во-первых, развитие самоуправленческих начал в обществе, в том числе на производстве;

- во-вторых, выявление, согласование и реализация интересов основных социальных групп общества, а не только привилегированных;

- в-третьих, преимущественно конкурсный отбор и продвижение государственных служащих;

- в-четвертых, аттестация государственных служащих независимыми комиссиями;

- в-пятых, борьба с коррупцией в государственном аппарате;

- в-шестых, формирование новой культуры взаимоотношений между властью и обществом;

- в-седьмых, развитие институтов гражданского общества;

- в-восьмых, формирование социально-правового государства.

Таким образом, выявленные в ходе анализа наиболее характерные черты бюрократизма, позволяют определить его как общественное явление, воспроизводящееся в сфере управления на основе монополии на осуществление отчужденных от масс властных функций. Борьба с бюрократизмом представляет собой не борьбу с нравами за новые методы и стили управления, а борьбу за новый общественный порядок, политическую борьбу, за новую власть.

Негативные последствия бюрократизма для общественного развития, его социальная опасность обусловливают необходимость в комплексной системе мер, ориентированных на рационализацию бюрократической деятельности и противодействие бюрократизму. Среди них решающими, по нашему мнению, являются именно те, которые предопределяются совокупностью условий генезиса бюрократизма в рамках системы государственно-управленческих отношений.

Yandex.RTB R-A-252273-3