logo
Правовые основы организации предпринимательских фирм

1.1 Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификация фирм

В Гражданском кодексе Российской Федерации предпринимательство характеризуется следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые ею функции:

· предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;

· предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и предпринимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения.

· предприниматель - это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;

· предприниматель - это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.

Чтобы успешно выполнять названные функции, человек должен обладать определенными способностями, в числе которых обязательно должны присутствовать инициативность, способность к самостоятельному мышлению и принятию решений, упорство в достижении цели, умение организовать и повести за собой коллектив. Предпринимательское поведение предполагает готовность идти на созидательный риск и балансировать совокупность рискованных вариантов.

Предпринимательство может осуществляться как в индивидуальной, так и в коллективной форме. Но если первая означает осуществление ее гражданами, то есть физическими лицами, «своей волей и в своем интересе», гражданами, которые «свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора» то вторая форма предпринимательства - коллективная - предполагает границы и процедуры, очерченные более строго. В этом случае предпринимательская деятельность осуществляется на основе и в пределах задач и полномочий, которые отражены в учредительских документах и в уставе соответствующих форм предприятий.

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель -- не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).

Фирма -- это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства. Понятие "фирма" и "предприятие" идентичны, если предприятие является самостоятельным юридическим лицом, реализующим свои экономические интересы.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет следующие признаки:

- имеет обособленное имущество в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении;

- отвечает имуществом по своим обязательствам;

- может от своего имени приобретать имущественные, либо личные неимущественные права;

- может нести обязанности;

- может быть истцом и ответчиком в суде;

- имеет самостоятельный баланс или смету.

Исторический опыт хозяйствования породил множество типов фирм, отражающих различные формы и способы привлечения и использования капитала. Все это многообразие принято классифицировать по ряду признаков: виду хозяйственной деятельности, виду субъекта и права собственности, национальной принадлежности капитала, масштабам деятельности и количественным критериям.

По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций распознают фирмы промышленные, торговые, страховые, инжиниринговые, консалтинговые, аудиторские, специализирующиеся в области транспорта, связи, а также проводящие операции с наличностью, недвижимым имуществом, ценными бумагами и др.

Во всех индустриальных странах с развитым рыночным хозяйством самые крупные по объему суммарных продаж - промышленные фирмы, а самые многочисленные - группы фирм, функционирующих в сфере научно-исследовательских, информационных, консалтинговых и иных видов услуг. Среди них значительна доля инжиниринговых фирм, представляющих различные инженерно-технические услуги, связанные с проектированием, строительством и вводом в действие технически сложных объектов, разработкой новых и усовершенствованием ранее освоенных технологий и проч.

Для всех стран с рыночной экономикой характерно большое количество фирм, занятых торговлей (внутренней и внешней). Это могут быть фирмы оптовой и розничной торговли, торгово-посреднические, экспортно-импортные и др. Торговые фирмы могут входить в режим сбыта крупных промышленных компаний или действовать как самостоятельные субъекты. Прибыль таких фирм образуется за счет разницы между ценами закупаемых и продаваемых товаров, а также как вознаграждение за услуги по продвижению товаров на рынки. Для крупных торговых фирм характерно сочетание коммерческой деятельности с операциями по доработке (сортировке, расфасовке, упаковке), перевозке, страхованию закупаемых и реализуемых товаров.

Транспортные фирмы осуществляют перевозку грузов и пассажиров. Обычно они специализируются на отдельных видах перевозок, в связи с чем отличаются судоходные, автомобильные, железнодорожные и авиационные фирмы.

Фирмы могут классифицироваться не только по конкретному виду, но и по степени охвата видов хозяйственной деятельности. Возможно разграничение фирм на моноотраслевые и диверсифицированные (многоотраслевые).

Различают два типа диверсифицированных фирм. Относящиеся к первому типу при всем многообразии сфер деятельности сохраняют достаточно выраженное профилирующее производство (основную специализацию). По организационной структуре такие фирмы, как правило, представляют собой концерны.

Второй тип диверсифицированных фирм - так называемые конгломератные фирмы. В отличие от фирм первого типа в них отсутствует доминирующее отраслевое ядро, т. е. профилирующее производство. Здесь сосредоточиваются виды хозяйственной деятельности, не имеющие никаких производственных или функциональных связей. Цели конгломератов не направлены на повышение эффективности, они часто спекулятивные (например, получение дополнительной прибыли посредством игры на курсах акций). Конгломераты живут ровно столько, сколько времени удается обеспечивать высокую норму доходности капитала путем приобретения быстрорастущих фирм, а также ликвидации малорентабельных филиалов и отделений. В противном случае они либо распадаются, либо изменяют свою стратегию. Последнее означает концентрацию усилий на производстве одного какого-либо продукта и превращение ранее конгломератной структуры в диверсифицированную фирму первого типа.

По признаку субъекта права собственности все фирмы, а точнее, закрепленное за ними имущество, могут находиться в собственности граждан, юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом исключение решающего участия государства в реализации имущественных прав приближает фирму к тому, чтобы называться частной. В рамках частного предпринимательства имеют место индивидуальная и групповая формы собственности и, соответственно, три основных типа фирм:

1) единоличные владения, характеризующиеся непосредственным соединением функций владения собственностью и управления;

2) товарищества, которыми на паях владеют два лица и более, особенностями которых являются специализация функций управления и неограниченная ответственность совладельцев за деятельность партнеров;

3) общества, где существует отделение функций управления от функций собственности, но уже при ограничении ответственности за деятельность фирмы.

С точки зрения национальной принадлежности капитала и масштабов деятельности все фирмы могут быть классифицированы как национальные либо транснациональные. Транснациональные корпорации (ТНК) - это, как правило, крупные концерны, для которых характерна международная диверсификация деятельности.

Группировка фирм по мощности производственного потенциала (размеру предприятия) получила наиболее широкое распространение. Как правило, все фирмы делятся на три группы; малые, средние и крупные.

Мелкие фирмы образуют самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половина всех занятых. Она характеризуются многочисленностью, гибкостью, способностью быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, быстрым обновлением.

Роль мелких фирм в рыночной экономике заключается в следующем: мелкое предпринимательство является своего рода фундаментом рыночной экономики, так как она связывает воедино все звенья, не допуская появления «лоскутной экономики». Мелкие фирмы постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысоким ценам, а также благодаря низким издержкам производства из-за отсутствия расходов на управление, рекламу.

Обычно мелкие фирмы выбирают такую сферу деятельности, где нет необходимости в массовом производстве, больших затрат, то есть мелкие фирмы часто имеют свою сферу деятельности, не вставая на путь большого бизнеса. Немаловажную роль играет поддержка мелкого бизнеса со стороны государства как символа национальной предприимчивости. Этим объясняется «живучесть» малых предприятий в условиях жесткой конкуренции.

Наиболее типичными формами малого бизнеса стала система франчайзинга и венчурного предпринимательства.

Франчайзинг - это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, в кредитах.

Венчурная фирма - это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Она может также финансировать и консультировать компании, обладающие этими новшествами. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях.

Средние фирмы в развитых странах не так многочисленные, причем в настоящее время существует тенденция к их сокращению. Фирма непрочна, так как ему приходится конкурировать как с крупными, так и с малыми предпринимательством, в результате чего он перерастает либо в крупный, либо перестают существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники), где средняя фирма становится более устойчивой, чем мелкая.

Крупные фирмы - это наиболее могущественные субъекты рыночной экономики. Преимущества крупных фирм состоят в следующем:

- только крупным фирмам доступно массовое производство;

- крупные фирмы помогают существовать научно-техническому прогрессу, так как в основном только они имеют возможность освоения новых отраслей;

- у крупных фирм есть устойчивое, прочное положение на рынке, что способствует повышению стабильности в экономике;

Только крупным фирмам доступна значительная экономия общественного труда через экономию на масштабах производства, комбинирование, а также обеспечение занятости в крупных масштабах.

Таким образом, существуют огромное множество видов классификации фирм. Фирмы классифицируются по характеру потребляемого сырья, по назначению и характеру готовой продукции, по признаку технической и технологической общности, по времени работы в течения года, по размеру, по специализации и масштабам производства однотипной продукции, а также по степени механизации и автоматизации. От эффективности работы фирмы зависит здоровье экономики и индустриальная мощь государства.

предпринимательский фирма организационный правовой