logo
Таможенные проверки

3.1. Практика применения таможенной проверки в регионе деятельности Владивостокской таможни

В ходе исследования изучались аналитические данные деятельности ОТКПВТ Владивостокской таможни за 2015–2017 годы, а именно: источники выбора объектов проведения таможенного контроля после выпуска товаров, общее количество проведенных проверок за указанный период и их результативность, т.е. анализировались количественные и качественные характеристики. Анализ результатов деятельности Владивостокской таможни по таможенному контролю в форме таможенной проверки помогает правильно произвести оценку эффективности работы ОТКПВТ, выявить проблемные моменты и недостатки, найти пути их решения.

Выбор объектов таможенного контроля после выпуска товаров должен осуществляться таможенными органами, в первую очередь, на основании собственной аналитической работы ПТКПВТ, информации, поступающей от структурных подразделений таможенных органов в форме ИАС, информации правоохранительных подразделений таможенных органов, а также информации иных государственных и контролирующих органов.

Основания, согласно которым осуществлялся выбор объектов для проведения таможенных проверок ОТКПВТ Владивостокской таможни за 2015-2017 годы представлен в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Основания назначения таможенных проверок

Основание

Ед.изм

2015

2016

2017

Собственная аналитика

%

45,1

42,5

39,9

Информация от функциональных подразделений

%

32

34,3

35,5

Поручения вышестоящих таможенных органов

%

13,7

13,5

13,8

Информация от правоохранительных подразделений таможенных органов

%

7,5

8,1

9,2

Информация контролирующих и правоохранительных органов

%

1,7

1,6

1,6

Проанализировав данную таблицу, можно заметить, что акцент выбора объекта контроля смещен на информацию от функциональных и правоохранительных подразделений (на протяжении всего рассматриваемого периода данные основания имели постоянную тенденцию к росту). Следует отметить, что в 2015 году и начале 2016 года проблемным вопросом было низкое качество поступающих в отдел таможенного контроля после выпуска товаров ИАС. Это существенно отражалось на эффективности работы отдела. Однако в 2017 году наблюдалась устойчивая положительная динамика в части улучшения качества поступающих ИАС [11].

Характеризуя динамику собственной аналитики ОТКПВТ Владивостокской таможни за рассматриваемый период, можно наблюдать тенденцию к спаду.

Все вышесказанное можно объяснить тем, что должностные лица ОТКПВТ Владивостокской таможни в ходе аналитической работы не в полной мере используют программные средства, позволяющие анализировать деятельность участников ВЭД и выбирать в отношении них соответствующие формы таможенного контроля. Основными программными средствами являются Система управления рисками (СУР), КПС «Пост-контроль» и информационный ресурс «Мониторинг-Анализ». Также должностные лица ОТКПВТ используют в своей деятельности базы данных различных государственных реестров.

СУР позволяет проводить систематическую работу по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации. С помощью данной системы отбираются объекты контроля согласно выявленным по ним уровням и профилям риска.

В основу же функционирования КПС «Пост-контроль» при его создании закладывалось обеспечение автоматизации процессов сбора, обработки, хранения и анализа информации о проверочной деятельности таможенных органов.

Система «Мониторинг-Анализ» позволяет осуществлять контроль и получать данные о процессе таможенного декларирования в области номенклатуры, стоимости, страны происхождения и отправления, веса оформляемых товаров, начисления таможенных платежей, а также детальную информацию по каждому участнику ВЭД.

Таким образом, исходя из сущности данных программных средств, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые информационные средства полностью позволяют анализировать деятельность участников ВЭД, отбирать объекты для проведения проверочных мероприятий и необходимые формы таможенного контроля.

Проведение таможенного контроля в форме таможенной проверки за 2015-2017 года на примере Владивостокской таможни характеризуется следующими показателями (Таблица 3.2).

Таблица 3.2

Проведение таможенных проверок отделом таможенного контроля после выпуска товаров Владивостокской таможни за 2015-2017 года.

Показатели

Ед.изм

2015

2016

2017

Количество проведенных таможенных проверок

Шт.

108

78

73

Результативность таможенных проверок

%

80

83,82

93,75

Эффективность таможенной деятельности характеризуется достижением цели, либо определенного результата, или степенью приближения к ней. Анализируя данные таблицы 2, можно сделать вывод о том, что ОТКПВТ Владивостокской таможни успешно справляется с реализацией своих задач, уровень эффективности таможенных проверок растет из года в год.

Целью ОТКПВТ Владивостокской таможни, является обеспечение проведения мероприятий, направленных на выявление таможенных правонарушений и довзыскания таможенных платежей. Так, отделом таможенного контроля после выпуска товаров Владивостокской таможни в 2015- 2017 года были достигнуты следующие результаты (Таблица 3.3).

Таблица 3.3

Результаты проведения таможенных проверок отделом таможенного контроля после выпуска товаров Владивостокской таможни за 2015-2017 года

Показатели

Ед.изм.

2015

2016

2017

Доначислено таможенных платежей,пеней, наложено штрафов, всего

Тыс.руб

67552

103357

157867

Взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов, всего

Тыс.руб

17578

60358

69913

возбужденно дел об АП, всего

Шт.

20

101

130

Проанализировав Таблицу 3.3, можно сделать вывод о том, что количество доначисленных таможенных платежей, пеней и штрафов по результатам проверочных мероприятий за указанный период постоянно увеличивалось, что связанно с постоянным возрастанием эффективности проведения таможенных проверок, а также с ростом нарушений в области таможенного дела, не выявленных таможенными органами на этапе таможенного оформления и выпуска товаров. Для фактически взысканных таможенных платежей, пеней и штрафов так же видна тенденция роста. Плановые показатели для взыскания таможенных платежей, пеней и штрафов мною не рассматривались.

Рассмотренные данные позволяют сделать вывод о том, что таможенная проверка, как форма таможенного контроля, справляется со своей целью и задачами. Показатели эффективности и результативности показывают постоянный рост, что говорит о положительной динамике.