3.Спрос и предложение на жилищно-коммунальные услуги: влияние различных факторов.
Платежеспособный спрос на жилищно-коммунальные услуги в России, как и уровень доходов населения, характеризуется исключительной полярностью. В то время как значительная доля населения не платит или задерживает платежи за жилье (колебания в Ростовской области составляют от 10 до 30%), некоторые группы населения, имея высокие доходы, могут позволить себе строить дорогое жилье (1 м2 обходится в 1-2 тыс. долларов США). Соответственно имеется спрос на услуги, которые вызваны необходимостью сохранения и дифференцирования этого дорогого жилья. В итоге в рамках общего платежеспособного спроса на услуги будет происходить рост платежеспособного спроса на элитные услуги (домашние солярии, спортивные залы, плавательные бассейны и т. д.).
У представителей нарождающегося среднего класса заметны тенденции к увеличению расходов на жилищные услуги, что связано с возможностью использовать все расширяющуюся номенклатуру новых строительных материалов, сантехники, обогревательных приборов, охранных устройств. Имеет место развитие соревновательных начал у представителей этого класса, стремление не отстать в образе жизни от себе подобных. Таким образом, поведение на рынке жилищных услуг владельца жилья определяется не только материальным, но и психологическим фактором поддержания имиджа преуспевания. Спрос на услуги определяется не только степенью платежеспособности граждан, но и размерами той социальной помощи, которую оказывает государство малоимущим слоям населения, а также тем, которые имеют определенные льготы (военнослужащие, ветераны, инвалиды и т. д.). Рывок продовольственных и непродовольственных товаров такой специфики не имеет.
Говоря о жилищно-коммунальных услугах, надо рассматривать этот вопрос, во-первых, с точки зрения потенциальных возможностей производителя услуг выполнить определенный объем услуг в натуральном и стоимостном выражении; во-вторых, какова номенклатура юридических лиц (здесь представлены предприятия различных форм собственности) и физических лиц. На предложенные услуги влияет не только социально-экономическая составляющая предприятия ЖКХ, но и степень его оснащенности, техническое вооружение, производительность труда. На спрос и предложение жилищно-коммунальной услуги влияет также динамика цен. Понижение цены увеличивает спрос, а повышение уменьшает.
На предложение жилищно-коммунальных услуг влияют многие факторы. Во-первых, это объем инвестиций в данную сферу. В административно-командной системе по отношению к жилищной сфере применялся остаточный принцип финансирования, что обрекало данную сферу на постоянное отставание от других отраслей, и это сказывалось на количестве и качестве услуг. Во-вторых, развитие предпринимательства и относительно свободное движение зарубежных товаров и технологий на внутреннем рынке вызвало конкуренцию среди производителей услуг, что сказалось на их предложении. В лучшем положении на первых порах оказались те, кто стал применять более качественные зарубежные материалы и технологии. В дальнейшем высокая цена на их услуги заставила население обратиться к производителям услуг, использующих более дешевые отечественные материалы.
Список литературы
1.Жилищный кодекс Российской Федерации. Новосибирск: Изд-во РИПЭЛ, 2010. –128 с.
2.Кондратьева М.Н. Организация и управление жилищно-коммунальным хозяйством:Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-Ульяновск:УлГТУ,2009. - 160 с.
3.Коробко В.И. Экономика городского хозяйства.Учебное пособие., 2009.Изд. «Академия». - 158 с.
4.Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник. – 3-е изд.- Ростов н/Д., «Феникс», 2010. – 286 с.
5.Экономика города : учебное пособие / В.З. Черняк, А.В. Черняк, И.В. Довдиенко. – М. : КНОРУС, 2010. – 368 с.
Лекция №4
Тема «Тарифная политика в ЖКХ»
План
1. Сущность тарифной политики.Полномочия органов государственной власти РФ, органов власти субъектов России и органов местного самоуправления в вопросах тарифной политики ЖКХ.
2.Права органов местного самоуправления в части утверждения тарифов на жилищные и коммунальные услуги.
3.Ценообразование в сфере ЖКХ. Федеральные и региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, их назначение. Формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
4.Предоставление субсидий на оплату жилого помещенияи коммунальных услуг. Финансирование расходов на предоставление субсидий
Основные понятия: тарифная политика; тарифы на жилищные и коммунальные услуги; ценообразование в сфере ЖКХ; Федеральные и региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг; формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги; субсидии на оплату жилого помещенияи коммунальных услуг; финансирование расходов на предоставление субсидий.
Конспект лекции
- 1.Сущность, состав и структура жкх
- 2. Этапы развития жкх. Основные направления реформирования жкх России. Федеральная целевая программа «Жилище».
- 5.Рыночные механизмы функционирования жкх.
- 6.Государственное регулирование жкх.
- 7.Концепция органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений.
- 8.Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность жкх.
- 2.Виды жилых помещений.
- 3.Формы собственности в жилищной сфере. Формы собственности жилищного фонда.
- 4.Техническая эксплуатация жилищного фонда.
- 2.Жилищные услуги и их особенности.
- 3.Спрос и предложение на жилищно-коммунальные услуги: влияние различных факторов.
- 1. Сущность тарифной политики. Полномочия органов государственной власти рф, органов власти субъектов России и органов местного самоуправления в вопросах тарифной политики жкх.
- 2.Права органов местного самоуправления в части утверждения тарифов на жилищные и коммунальные услуги.
- 4.Предоставление субсидий на оплату жилого помещенияи коммунальных услуг. Финансирование расходов на предоставление субсидий
- 1.Рынок жилья и его специфика. Структура и особенности рынка жилья.
- 2.Участники рынка жилья.
- 3.Состояние и уровень обеспеченности населения жильем.
- 4.Сущность ипотечного кредитования
- 5.Закон рф «Об ипотеке».
- 1. Финансовые отношения в сфере жкх: общее и особенное. Субъекты в жкх и финансовые отношения между ними.
- 4.Система муниципального заказа в жилищной сфере.