logo
УП рецедив курсовик / recidpre

3.2. Уголовно-правовые средства предупреждения рецидивов преступлений.

Предупреждение преступлений представляет собой осуществление государственными и общественными организациями совокупности экономических, идеологических, исправительных и правовых мер с целью устранения или ограничения причин и условий, благоприятствующих совершению преступлений. Научная разработка системы мер предупреждения преступности, в том числе и рецидивной, составляет задачу криминологии. Мы будем рассматривать уголовно-правовые средства предупреждения рецидивов преступлений, что охватывается предметом науки уголовного права. Речь идет о тех предусмотренных уголовным законодательством мерах, которые применяются к осужденным с целью предупреждения преступлений.

К осужденным применяется наказание – одна из наиболее острых форм государственного принуждения.

Осуждение и наказание демонстрируют реальность уголовного закона, оказывая обще предупредительное воздействие на неустойчивых членов общества, и вместе с тем выступают как средство предупреждения новых преступлений со стороны осужденных.

Роль осуждения и наказания в предупреждении рецидивов преступлений может быть понята лишь на основе рассмотрения содержания наказания, его целей, условий эффективности осуждения и наказания, а также влияния осуждения и наказания на причины рецидивов преступлений.

Наказание – это предусмотренная уголовным законом и применяемая судом к лицу, виновному в совершении преступления, мера государственного принуждения, сочетающая в себе кару и исправление и выражающая от имени государства и народа отрицательную морально-правовую оценку виновного и его деяния. По закону наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Наказание по своему содержанию является не только карой, но и особой мерой исправления (исключая смертную казнь). Исправительным воздействием обладает содержащееся в любом наказании порицание, отрицательная морально-правовая оценка виновного и его деяния. Отбывание лишения свободы и исправительных работ соединено, кроме того, с исправительно-трудовым воздействием на осужденного. Кара и сопутствующая ей система мер исправительного воздействия призваны побудить осужденного к самоисправлению, к критической переоценке своих антиобщественных взглядов и привычек. Очевидно, что обязательным условием для этого является наличие у осужденного перспективы облегчить свою участь (заслужить смягчение режима лишения свободы, сокращение срока наказания) и вернуться на свободу.

Положительную роль в предупреждении рецидивов преступлений со стороны осужденных, не поддающихся исправлению, может выполнить правовая пропаганда тех норм закона, которые предусматривают повышенную ответственность за рецидивы преступлений. Правовую пропаганду среди осужденных нельзя сводить к угрозе наказанием, хотя эта угроза – ее обязательный элемент. Задача правовой пропаганды – не описание «санкций», а разъяснение обязанностей членов общества перед обществом и государством.

Предупредительное воздействие уголовного законодательства на неисправившихся осужденных возможно при условии, ели оно достаточно репрессивно. В четкой форме закон должен предусматривать повышенную ответственность за рецидивы преступлений. Сила предупредительного воздействия законодательства на судимых (и несудимых) лиц зависит от уровня раскрываемости преступлений, неотвратимости наказания и информации населения о наказании преступников.

Выше отмечалось, что закрепление исправления, достигнутого осуждением и отбывание наказания, требует оказания освобожденным помощи со стороны государственных и общественных организаций и контроля за их поведением, особенно на первых порах. Тем более необходим административный или общественный контроль за теми судимыми лицами, поведение которых вызывает опасения, что они не исправились и могут вновь совершить преступления. Административный и общественный контроль за судимыми лицами заключается прежде всего в оказании им помощи приобщиться к нормальной жизни, в надзоре за их поведением и в пресечении опасного развития их поведения.

Хорошо организованный административный надзор дает возможность контролировать поведение поднадзорных и затрудняет или пресекает рецидивы преступлений с их стороны.