Обеспечение экологической безопасности
1. Понятие и правовое регулирование экологической безопасности
Бринчук: под обеспечением экологическим безопасности понимает деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, отвечающую интересам сохранения благоприятного состояния окружающей среды, а также по защите экологических прав и законных интересов физ. и юр. лиц.
Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности основывается на К РФ и включает в себя совокупность ФЗ, иных НПА, законов и НПА субъектов федерации в области безопасности охраны окружающей среды защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
К РФ 71 ст.– оборона и безопасность государства. Обеспечение экологической безопасности осущ-е мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидации их последствий.
ФЗ «Об охране окружающей среды»
ФЗ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: определяет общее для РФ организационно-правовые нормы в области защиты населения всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального значения, а также окружающей среду от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
ФЗ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»
ФЗ № 390-ФЗ «О безопасности»: определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государству, в том числе экологической безопасности, полномочия и функции ФОВ, органов гос. власти субъектов РФ, ОМСУ в области безопасности, закрепляет статус Совета Безопасности.
Подзаконные акты:
Указ Президента от 12.05.2009 г. № 537 «О стратегии нац. безопасности РФ до 2020 г.»: стратегические цели обеспечения экологической безопасности и природопользования:
- сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты
- ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Меры, направленные на обеспечение эколог безопасности:
взаимодействие государства с институтом гражданского общества
внедрение экологически безопасных производств
поиск перспективных источников энергии
формирование и реализация программы по созданию запасов минерально сырьевых ресурсов достаточных для обеспечения мобилизационных нужд РФ и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики водных и биологических ресурсов.
Закон кир обл о защите населения от ЧС природ и тех характера
М/н право:
Хартия Европейской безопасности от 19.11.1999 г. в Стамбуле – Платформа безопасности, основанная на сотрудничестве
Лиссабонский документ от 1996 г. – Декларация лиссабонской встречи на высшем уровне, Лиссабонская декларация о модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы 21 века от 03.12.1996 г.
Конвенция о ядерной безопасности, от 17.06.1994 г. Вена, на дипломатической конференции м/н агентства по атомной энергии МАГАТЭ
Ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»
1-5 вопрос к семинару первому
Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Порядок эксплуатации опасных производственных объектов
ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
ПП О лицензировании эксплуатации химических опасных производственных объектов»
Опасный производственный объект – предприятия или их цехи, участки, площадки, иные производственные объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;
е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;
средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях..."
В широком смысле – производственный объект, при эксплуатации которого может возникнуть авария.
Идентификация: осущ-ся признаки опасности, тип предприятия, относится ли оно к опасным.
Ее контролируют регистрирующие органы
Виды:
- проектирование, расширение, реконструкция
- изготовление, монтаж
- проведение экспертизы
- подготовка и переподготовка работников в не образовательных учреждениях
Обязательна регистрация ОПО: документы, база данных.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Единая гос. система предупреждения и ликвидации последствий ЧС
- функциональная
- территориальная
Режимы функционирования:
- повседневной деятельности
- режим ЧС
- повышенной готовности
Мониторинг:
- глобальный
- региональный
- импактный (слежение в особо опасных зонах и местах)
- базовый (на которые не влияют, удаленные территории)
Прогнозы:
- краткосрочные (менее 12-15 дней)
- долгосрочные (
Прогнозирование:
- биологическое
- экологическое
Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Неотложные работы - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Этапы:
- организация
- непосредственное выполнение
- восстановление
Экологически неблагополучная территория –
Указ президента
Виды:
- зоны ЧС (устойчивое отрицательные изменения в окружающей среде)
- зоны экологического бедствия (участки территории где произошли глубокие изменения окружающей среды; 10 зон)
- зоны критической экологической ситуации
дописать
Основным НПА воздушного зак-ва является ВК № 60-ФЗ, который регулирует:
1) отношения в области использования воздушного пространства
2) отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории РФ
3) Отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов РФ за пределами территории РФ, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или м/н договором РФ
4) отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве РФ, если иное не предусмотрено м/н договором РФ
В современной теории экологического права зак-во об охране атмосферного воздуха рассматривают качество составной части подотрасли экологического зак-ва.
В соот-ии с К РФ в ст. 71-72 определяющих вопросы исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ атмосферный воздух в качестве самостоятельного объекта правового регулирования вообще не упоминается.
Ст. 5-7 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» зак-во об охране атмосферного воздуха находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (РЕГИОНАЛЬНЫЕ НПА).
Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
основным признаком атмосферного воздуха также как и других компонентов окружающей среды (вода, лес) служит его непосредственная связь с окружающей природной средой.
Таким образом, объектами правового регулирования ЭП не являются воздух в различных помещениях либо иным способом изъятый из окружающей среды (в баллонах, компрессорах). Эта сфера регулирования ГП, ЖП, санитарно-гигиенического и иного зак-ва. Особенностью правового регулирования атмосферного воздуха является то, что ФЗ №Об охране атмосферного воздуха» право собственности на атмосферный воздух не устанавливается, поскольку он не видим, находится в постоянном движении, его невозможно индивидуализировать и в силу этого исключается возможность фактического владения им.
Использование и охрана атмосферного воздуха
В самом названии базового ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» заложена позиция только непосредственной охраны атмосферного воздуха, но не его использования. Кроме того данный закон не содержит понятие термина «пользование атмосферным воздухом». Термин использование употребляется в законе всего лишь 4 раза и то не в связке с термином атмосферный воздух, а в иных сочетаниях. Кроме того ФЗ четко не выделяет и не определяет пользования атмосферного воздуха, как это делают иные природоресурсные законы в отношении иных ресурсов. Не определено в ФЗ право общего и право специального пользования атмосферным воздухом.
Виды пользования атмосферным воздухом:
1) происходит в процессе общего природопользования, т.е. использование человеком ресурсов атмосферного воздуха как естественного условия жизни
2) атмосферный воздух используется в качестве естественного резервуара для сбросов, выбросов загрязняющих веществ. Для данного вида пользования необходимо получение разрешений на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и разрешений на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух. Разрешением на выброс устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха, при отсутствии таких разрешений, а также при нарушении условий, предусмотренных разрешениями выбросы вредных веществ могут быть ограничены, приостановлены или прекращены.
3) в процессе выделения и присвоения ресурсов (компонентов) атмосферного воздуха. В состав атмосферного воздуха входит ряд компонентов: азот, аргон, ацетилен, гелий, кислород, криптон, ксенон, метан, озон, радон. В силу этого атмосферный воздух объективно является ценнейшим экономическим ресурсом, прежде всего это относится к свойствам инертных газов криптона и ксенона, т.к. ксенон обладает наркотическим свойством, отключая сознание только на время его вдыхания. Цены на редкие инертные газы на мировом рынке достигают нескольких тысяч долларов за кубометр, что в пересчете на вес сопоставимо с ценой золота. Названные компоненты атмосферного воздуха в силу указанных выше свойств используются для производства различного рода продукции в различных сферах деятельности. Потребителями этих компонентов являются химическая и металлургическая промышленность, машиностроение, энергетика, используются в ядерной технике, электронике, медицине.
- Экологическое право как самостоятельная отрасль российского права
- Понятие экологического законодательства
- Понятие и особенность источников эп
- Экологические права граждан в области охраны окружающей среды
- 1. Понятие экологических прав
- 2. Классификация экологических прав
- 3. Право на благоприятную окружающую среду
- 4. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды
- 5. Право на возмещение ущерба причиненного экологическим правонарушением ст. 42 к рф.
- 6. Права и обязанности общественных экологических организаций
- Государственное экологическое управление
- 1. Понятие гос. Эколог. Управления
- 2. Система органов гос. Эколог. Управления
- Экологическая экспертиза и экологический контроль
- Экологическая экспертиза
- Экономический механизм охраны окружающей среды
- Обеспечение экологической безопасности