logo
EP

Экономический механизм охраны окружающей среды

Под экономическим механизмом в области охраны окружающей среды понимается совокупность предусмотренных НПА экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Роль: реализация функций.

Функции (направления):

  1. направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды

  2. стимулирующая (создание условий экономических для предприятий: платежи за пользование природными ресурсами, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, налоговые и кредитные льготы, экологическое страхование)

Правовое регулирование, касающееся экономических мер охраны окружающей среды, содержаться в ряде ФЗ и подзаконных актов, которые непосредственно относятся к экологическому зак-ву

ФЗ «Об охране окружающей среды»

ВК

ЛК

Положение по финансированию природоохранной деятельностью определяются бюджетным кодексом и НК.

Элементы экономического механизма:

1. Планирование охраны окружающей среды

2. Финансирование

3. Платежи за природопользование и негативное воздействие на окружающую среду

4. Экологическое страхование

5. Меры экономического стимулирования

Планирование охраны окружающей среды.

В общей форме требования к планированию определены ФЗ «Об охране окружающей среды» ст. 14.

Основные направления планирования определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Более подробно планирование природоохранных мероприятий регламентировано актами субъектов РФ.

Прогнозирование.

Гос прогнозирование соц-экономическорго развития – система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России. Программа соц-экономического развития это комплексная система целевых ориентиров соц-эк развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Разработка прогнозов на долгосрочную перспективу осущ-ся правительством РФ. Прогнозы разрабатываются в целом по России по регионам в отдельных отраслях экономики раз в 5 лет. На долгосрочный период – 10 лет. Данные прогнозы составляют основу Концепции. А на основани Концепции разрабатываются государственные программы социального и экономического развития в том числе по охране окружающей среды.

ФЦП сохранение и восстановление плодородия почв земель с/х назначения и агро ландшафтов как национального достояния России на 2006-2010, до 2012

ФЦП мировой океан

ФЦП преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010

На уровне субъектов свои программы.

Программы разрабатываются и осущ-ся спец уполномоченными гос органами по охране и использованию соот-го природного объекта.

Реализация планов и программ в области охраны окружающей среды предопределяется различными фактами (финансированием).

Финансирование

Одним из основных направлений развития зак-ва об охране окружающей среды является совершенствование правового механизма финансирования. Действующий механизм финансирования основывается на 2 принципах:

1 – платности природопользования, негативного воздействия на окружающую среду

2 – участия ППО в финансовом обеспечении планируемых ими мер по охране окружающей среды

Платность – основной принцип, осущ-ть текущие затраты и капитальное вложение с целью снижения негативаного воздействия их деятельности на окружающую среду и восстановления ее нарушенного состояния. Некоторые ФЗ прямо предусматривают обязанность субъектов.