logo
500395_BEDC0_shpory_po_kriminalistike

Работа со следами транспорта на месте происшествия.

В зависимости от цели проводимого расследования и поставленных задач, тщательному осмотру подлежат:

1. Транспортные средства, причастные к дорожно-транспортному происшествию, с целью:

– выявления повреждений, полученных при дорожно-транспортном происшествии;

– выявления неисправностей, которые могли явиться причиной дорожно-транспортного происшествия, а именно:

а) шины автомобиля (степень потери внутреннего давления, степень износа протектора) – это имеет особое значение в мокрую и заснеженную погоду,

б) детали и агрегаты тормозной системы, рулевого управления, подвески и трансмиссии, способные оказать влияние на управляемость транспортного средства, его тормозные характеристики и устойчивость.

2. Проезжая часть и другие составные части дроги, с целью:

– выявления посторонних предметов и объектов, которые могли оказать влияние на курсовую устойчивость автомобиля или на характер его торможения.

– выявления следов шин и других деталей транспортных средств, оставленных ими при перемещении к месту столкновения (наезда) или от него до остановки.

– выявления с л е д о в, характеризующих место столкновения (наезда), а именно:

а) шин и других деталей транспортных средств,

б) осыпи осколков стекла, краски,

в) осыпи грязи,

г) отделившихся от автомобиля деталей или их частей,

3.Части упавшего груза, с указанием способа и оценки качества его крепления на транспортном средстве.

При необходимости, микроскопические осколки фарного стекла, фрагменты лакокрасочного покрытия, волокна ткани отыскиваются с помощью лупы. Фиксация следов должна производиться вне зависимости от степени тяжести происшествия. Вместе с тем, в зависимости от того в рамках чего производится осмотр места дорожно-транспортного происшествия – уголовное дело или дело об административном правонарушении, результаты осмотра должны быть зафиксированы или в протоколе осмотра места происшествия и схеме к нему или в схеме дорожно-транспортного происшествия, без оформления протокола осмотра. Однако, как в том, так и в другом случае, фиксация следов производится путем их обязательного описания или пояснения (например, следы торможения, следы бокового заноса, следы разгона и т. п.) в схеме места дорожно-транспортного происшествия, с выполнением, по возможности, фото-видеосъемки и, при необходимости, составления дополнительных схем. При расследовании дел об административных правонарушениях повреждения транспортных средств фиксируются в протоколе осмотра технического состояния транспортного средства, а сопутствующие ДТП факторы (например, состояние покрытия, наличие уклона проезжей части, видимость в направлении движения, характер действий участников происшествия и т. п.) фиксируются в Справке по ДТП. При необходимости проведения последующей идентификации следов (чаще при расследовании уголовных дел) поверхностные следы и повреждения, образовавшиеся на транспортном средстве или оставленные транспортным средством на другом объекте, по возможности изымаются со следоносителем или же отделяются от объекта и упаковываются в соответствии с правилами криминалистического изъятия микрообъектов.

Следы–наслоения или отслоения частиц пыли, тонкого слоя грязи и т. п. переносят на следокопировальные пленки или фотобумагу с влажным эмульсионным слоем. Запрещается изымать микрообъекты (микрочастицы) на ленту-скотч. Следы–предметы (детали автомобиля, осколки стекла, чешуйки краски) при необходимости изымаются для приобщения к материалам уголовного дела. Микроскопические осколки стекла и частицы лакокрасочного покрытия изымаются в соответствии с правилами работы с микрообъектами. Все изъятые с места происшествия объекты, в том числе детали транспортных средств, упаковываются отдельно друг от друга, чтобы исключить их случайное взаимодействие между собой при транспортировке