logo
Lektsii_TGP_professor_Ivanov_R_L (1)

20. Основные пути происхождения права

Также выделяют восточный и западный путь.

Восточный путь происхождения права.Характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

Западный путь происхождения права.Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право.

Необходимым условием существования любого общества является регулирование отнош его членов. Соц регулирование быва­ет двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое - носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества или оп­ределенной его части и не имеют конкретного адресата. Второе - относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба эти вида неразрывно связа­ны между собой. Нормативное регулирование в конечном счете приво­дит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего (т. е. норматив­ного) установления прав осуществляющего такое регулирование субъек­та на подачу соответствующих команд.Соц рег-ние приходит в чел-кое сооб-во от далеких предков, а его развитие идет вместе с развитием чел общ. При первобытнообщ строе основным рег-ром об­щ отношний были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества, варианты по­ведения в опред ситуациях, перед-сь из покол в поко­л и отраж в равной степени интересы всех чл об-ва. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало тем­пам изменения самого об-ва, происходившим в тот период. В более позднее время появились нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливались, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс – мононормы.