logo
Lektsii_TGP_professor_Ivanov_R_L (1)

91. Субъекты правотворчества: понятия и виды.

Субъекты правотворчества – это органы и лица, уполномоченные на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.

Субъектами правотворчества в РФ являются:государство, государственные органы, должностные лица, суды (Конституционный суд), органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (если центральная и местная власти отделены), общественные организации, органы управления юридических лиц, население (народ) посредством референдума, трудовые коллективы.

Полномочиясубъекта правовтворчества:

1. Разработка проекта НПА и вынесение его на рассмотрение компетентных лиц.

2. Рассмотрение представленного проекта.

3. Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта.

4. Введение в действие.

Субъектный состав правотворчества зависит:

1. От юридической силыразрабатываемого или принимаемого нормативно-правового акта.

2. Режима правотворческого процесса:

а) режим единоначалия - один субъект

б) режим коллегиальности - несколько субъектов.

Непосредственное правотворчествонарода- наиболее ярким его проявлением является референдум - голосование граждан РФ по важным вопросам государственного и местного значения государственного или местного значения. Как вид правотворчества референдум представляет собой непосредственное волеизъявление граждан по установлению правовых норм. Именно по этому решение принятое на референдуме в РФ, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. В соответствии с российским законодательством в нашей стране могу проводиться 3 вида референдума: референдум РФ, референдум субъектов РФ, местный референдум. Референдум может быть эффективной разновидностью правотворчества. Он позволяет прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций и возможных искажений, выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового урегулирования вынесенного на референдум вопроса и сразу же принять по нему окончательное решение. Но многие учёные считают его плохим способом принятия НПА, т.к. народ в своём большинстве юридически неграмотен.

Правотворчество государственных органов - это основной вид правотворчества. Им занимаются практически все государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий государственного органа определяют соответственно и юридическую силу принимаемого им НПА.

Правотворчество должностных лиц - в современном российском законодательстве нет универсального определения должностного лица, которое бы в полной мере отражало бы правовой статус руководящих работников государственных и негос-х организаций. Определение должностного лица в уголовном законодательстве имеет строго целевое назначение - определить круг лиц, подлежащих уголовной ответственности за совершения преступления против военной службы и службы органов местного самоуправления. В более широком плане должностное лицо - это гражданин, занимающий определенную должность в органе государственной власти, управления или в иной государственной организации, наделенный правом принимать правовые акты и обеспечивать их осуществление. Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц по подготовке и принятию НПА; их правоприменительные акты никакого отношения к правотворчеству не имеют. Должностными лицами являются: министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, командный состав Вооруженных сил, депутаты и т. д.