logo
ответы ПРЕДПР

Правовое регулирование рекламы

В настоящее время в качестве одного из наиболее успешных средств для продвижений произведенных (исполняемых) предпринимателем товаров (работ, услуг) служит реклама. Основной нормативный акт, регулирующий рекламные правоотношения, - Федеральный закон "О рекламе".

Рекламные правоотношения следует определить как отношения, возникающие между предпринимателем, с одной стороны, и соответствующим субъектом (рекламопроизводителем, рекламораспространителем), с другой стороны, с целью производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации. Основной объект данных отношений - реклама, т.е. информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования выступает товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Определяя, что реклама должна быть надлежащей, т.е. добросовестной и достоверной, законодатель ввел критерии, которым реклама как раз не должна соответствовать:

- недобросовестная реклама, которая, например, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, производимыми другими изготовителями или реализуемыми другими продавцами, или порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

- недостоверная реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения; стоимость (цена) товара на момент распространения рекламы; сведения о доставке, обмене, возврате, ремонте и обслуживании товара и т.д.

Также ненадлежащую рекламу можно классифицировать: - на неэтичную рекламу, побуждающую к совершению противоправных действий или призывающую к насилию и жестокости, или формирующую негативное отношение к лицам, которые не пользуются рекламируемыми товарами;

- скрытую рекламу, т.е. рекламу, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие через радио-, теле-, кинопродукцию.

Законодатель установил также перечень того, что не может использоваться в рекламе. Это, в частности, иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла информации; указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека; бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии и т.д.

В указанных целях, а также для защиты прав потребителей рекламы законодатель определил: а) программы, в которых не допускается реклама (в частности, детские или религиозные программы); б) периодичность рекламных вставок в телепрограммах: передачи, фильмы не могут совмещаться с рекламой чаще чем через каждые 15 мин. или могут прерываться столько раз, сколько 15-минутных периодов включают эти передачи, радиопостановки и художественные фильмы; в) объем рекламного материала в печатных изданиях - не более 40% объема одного номера периодического печатного издания; г) иные требования по воспроизводству рекламы на иных носителях.