10.Правовое регулирование финансовых рынков, рынков ценных бумаг, валютных рынков
Финансовый рынок - это рынок денег, предоставляемых в пользование в различных формах. Финансовый рынок может быть определен как механизм соотнесения спроса и предложения на денежные ресурсы, а его функционирование непосредственно связано с распределением этих ресурсов в экономике. Специфическим товаром на финансовом рынке выступают деньги. В качестве товара деньги обращаются в таких секторах финансового рынка, как кредитный, рынок ценных бумаг, валютный, страховой и т.д.
Правовое регулирование финансового рынка РФ состоит в упорядочении взаимодействия и защите интересов его участников путем установления определенных правил, критериев и стандартов относительно отношений по поводу финансовых ресурсов. Государственно-правовое регулирование финансового рынка в РФ осуществляется совокупностью государственных органов, которые составляют систему государственных органов регулирования в этой сфере.
Наибольшее значение для регулирования финансового рынка имеет такая экономическая основа (принцип) конституционного строя, как свободное перемещение финансовых средств, гарантированное ст. 8 Конституции РФ. Перемещение финансовых средств, свобода которого гарантируется ст. 8 (часть 1) и 74 Конституции РФ, происходит в рамках денежного оборота. Именно в Конституции РФ, а также в конституциях и уставах субъектов Федерации закрепляются основы правовой организации финансового рынка в целом и по отдельным его сегментам.
Какого-либо единого нормативного акта, регулирующего финансовый рынок в целом, типа кодекса, не имеется. Однако приняты кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву. Кроме того, в нормативных актах других отраслей права - конституционного, административного, гражданского и др. - имеется немало таких, которые содержат нормы, регулирующие финансовый рынок. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др
приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка на период до 2020 г. определяет Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г.. При этом в Стратегии не затрагиваются вопросы развития банковского и страхового секторов, а также вопросы их регулирования, контроля и надзора.
Стратегия определяет направления совершенствования правового регулирования финансового рынка:
взаимодействие с саморегулируемыми организациями;
унификация принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка;
развитие системы пруденциального надзора;
снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
развитие и совершенствование корпоративного управления;
предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке.
Итак, сегодня финансовый рынок опосредует оборот огромных по своим масштабам капиталов, в связи с чем перед государством объективно возникает задача обеспечения эффективного функционирования этого рынка, а присущие ему динамика и рискованность не предполагают возможности для утраты актуальности задачи по постоянному совершенствованию нормативно-правового регулирования отношений, складывающихся при управлении финансовым рынком.
Правовое регулирование рынка ценных бумаг
Являясь неотъемлемой частью финансового рынка и мощным регулятором межотраслевых переливов капитала, рынок ценных бумаг нуждается в эффективном государственном регулировании, поскольку выполняет несколько важных функций:
1) аккумулятивную - способствуя мобилизации и концентрации частного капитала, предназначенного для инвестиционных целей;
2) перераспределительную - обеспечивая свободный перелив капитала в те отрасли экономики, которые наиболее востребованы, поддерживая, таким образом, наиболее рациональную структуру общественного производства; 3) контрольную - демонстрируя количественные показатели структуры общественного капитала и структуры собственности;
4) информационную - обеспечивая доступность и достоверность информации о наличии "инвестиционных продуктов и заинтересованных заемщиках и кредиторах".
Основными источниками регулирования ценных бумаг и их рынка являются ГК, Федеральные законы:
от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О рынке ценных бумаг" - регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также устанавливает основы государственного регулирования данного рынка;
от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об акционерных обществах" - определяет правовой режим акций и акционерных обществ;
от 05.03.1999 № 46-ФЗ (ред. от 04.10.2010) "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" - устанавливает меры, направленные на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определяет порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг;
от 23.06.1999 № 117-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" - предметом регулирования являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, в том числе услуг на рынке ценных бумаг.
Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ (ред. от 14.06.2012) "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" устанавливает порядок возникновения в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями; процедуру эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения; порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг.
Особое место среди источников правового регулирования рынка ценных бумаг занимают акты Федеральной службы по финансовым рынкам. Нормативные акты, регулирующие рынок ценных бумаг, принимаются и иными органами в пределах их компетенции: Министерством финансов РФ, Министерством юстиции РФ, Банком России. Некоторые отношения, возникающие при осуществлении деятельности в рассматриваемой сфере, регулируются актами других отраслей права. Например, Налоговым кодексом РФ.
Финансово-правовой метод регулирования используется при осуществлении двух основных форм воздействия государства на рынок ценных бумаг: развивающей и управляющей.
Осуществление государственной финансовой политики в области рынка ценных бумаг должно опираться на серьезную научную основу, позволяющую проанализировать отечественный и зарубежный опыт государственного воздействия на данный сегмент финансового рынка, оценить перспективы развития рынка ценных бумаг в условиях различной интенсивности государственного вмешательства, адекватно отразить взаимодействие объективных экономических законов развития рынка и финансово-правовых механизмов государственного регулирования.
Правовое регулирование валютного рынка
Составной частью финансового рынка является валютный рынок. Валютный рынок - это система устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих при осуществлении операций по покупке и/или продаже иностранной валюты, платежных документов в иностранных валютах, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов.
Операции на внутреннем валютном рынке России опосредуют международный экономический оборот с участием российских экспортеров и импортеров, существующие условия международного экономического оборота предполагают систематическое проведение операций по конверсионных операций с иностранной валютой. Развитие и укрепление национальной валютной системы является естественной функцией любого современного государства, пока в мире существуют различные валюты, и наличие собственной валюты является признаком суверенности государства.
Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле".
Основными принципами правового регулирования валютного рынка в Российской Федерации являются:
приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Правительство РФ координирует деятельность в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, обеспечивает их взаимодействие с Банком России, а также взаимодействие с Банком России не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля. По согласованию с Банком России Правительство РФ устанавливает порядок, в котором резиденты, за исключением физических лиц, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами. Акты валютного законодательства принимаются Банком России в форме инструкций, положений и указаний, а Правительством РФ - постановлений и распоряжений. Акты валютного законодательства, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, имеют обычно форму приказов, инструкций и положений.
11. Осуществление предпринимательской деятельности с использованием иностранных инвестиций
Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены российским законодательством.
Коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов:
1) устав коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительный договор (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ);
2) выписка из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора;
3) документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком;
4) квитанция об уплате регистрационного сбора.
Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории РФ, регулируются международными договорами РФ, ГК РФ, законом РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ.
Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.
Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами, которые могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Иностранный инвестор - коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10 % доли (вклада) в уставном капитале указанной организации, при осуществлении им реинвестирования пользуется в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными федеральным законом. Иностранному инвестору на территории РФ предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов.
Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ, обязан соблюдать антимонопольное законодательство РФ и не допускать недобросовестной конкуренции.
- Методы правового регулирования
- Особенности предпринимательских правоотношений
- Объекты предпринимательских правоотношений
- Основания возникновения предпринимательских правоотношений
- Виды предпринимательских правоотношений Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:
- 3.Источники
- Правовой статус индивидуального предпринимателя
- Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя (ип):
- 1) Права и льготы ип:
- 2) Обязанности и ограничения ип:
- Основания для прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя:
- Хозяйственные товарищества
- Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
- 9.Предприниматель и рынок товаров (работ, услуг)
- Правовое регулирование рекламы
- 10.Правовое регулирование финансовых рынков, рынков ценных бумаг, валютных рынков
- 12. Правовые основы ценового регулирования
- 13. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности
- Разница между налогом и сбором
- 14. Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности
- 1) Наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
- 2) Цель и основание проведения каждой плановой проверки;
- 3) Дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
- 15. Лицензирование предпринимательской деятельности
- Порядок лицензирования
- 17. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг
- 3. Государственное регулирование в области защиты прав потребителей
- 18. Правовые основы обеспечения конкуренции
- 19. Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
- 20. Разрешение споров, вытекающих из предпринимательской деятельности
- 21. Органы, разрешающие споры, вытекающие из предпринимательской деятельности