Тема 5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды
Цель – дать студентам представление о системе государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Задача: дать студентам знания и представления об органах общего и специального управления природопользованием.
1. Структура органов управления в области охраны окружающей среды.
2. Органы государственной власти и управления в области охраны окружающей среды общей компетенции.
3. Компетенция специальных органов управления в области охраны окружающей среды. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Министерство здравоохранения. Министерство по чрезвычайным ситуациям.
4. Отраслевые органы управления в области охраны окружающей среды. Функциональные, специально-уполномоченные органы управления в области охраны окружающей среды. Иные органы государства, выполняющие экологические функции.
Управление экологией является составной частью управленческой деятельности государства в целом. Вместе с тем оно носит самостоятельный характер и имеет свои особенности, обусловленные спецификой объекта управления. Можно назвать четыре такие особенности:
1. Юридическим основанием управления экологией является преимущественное право государственной собственности на природные ресурсы и политический суверенитет (право территориального верховенства) государства на территории расположения природных ресурсов.
2. Комплексный характер управления. В силу взаимосвязанности и взаимообусловленности природных ресурсов и природных явлений управление природными ресурсами и охраной окружающей среды может осуществляться только в комплексе. Это означает, что распределение и перераспределение, планирование и другие действия в отношении природных ресурсов в одном регионе должны осуществляться с учетом влияния этих мер на другие природные ресурсы в другом регионе, что использование природных ресурсов не может осуществляться без одновременной их охраны, и наоборот.
3. Управление экологией осуществляется не только по административно-территориальному (область, регион) признаку, как это принято в отношении других объектов, но и по природно-географическому.
4. Устойчивая тенденция к разделению хозяйственно-эксплуатаци-онных и контрольно-надзорных функций в области экологии. Речь идет о том, что одни субъекты эксплуатируют природные ресурсы, а другие – контролируют правильность их эксплуатации. На практике такое разделение имеет место. Так, одни министерства организуют добычу, переработку и использование природных ресурсов, другие, например, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, осуществляет контроль и надзор за правильным, рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды означает выполнение целого комплекса специфических функций, связанных с экологическими отношениями. К таким функциям относятся:
создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
подзаконное нормотворчество;
распоряжение (управление) природными ресурсами;
экологическое планирование;
экологическое нормирование;
экологическая экспертиза;
экологический контроль;
экологическое лицензирование;
экологический аудит;
наблюдение за состоянием окружающей среды;
оценка воздействия на окружающую среду;
учет состояния и использования отдельных природных объектов;
экологическое воспитание и образование;
разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды;
привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении экологического законодательства, и др.
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется на основе ряда методов. Методы управления представляют собой способы воздействия на поведение и деятельность управляемых с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Различаются следующие методы управления:
1) административные, т. е. прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения;
2) экономические, т. е. создающие непосредственную материальную заинтересованность в выполнении природопользователями необходимых экологических мероприятий, решений органов управления;
3) морально-психологические, которые реализуются посредством как мер поощрительного характера, так и мер воздействия на нарушителей.
Экономические методы управления природопользованием предполагают использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации государственной экологической политики. Такими рычагами являются:
рентные платежи;
платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды (экологический налог);
компенсационные платежи за выбытие природного ресурса из целевого использования или ухудшение его качества, вызванное производственной деятельностью;
штрафы за нарушение экологических стандартов и договоров;
система налоговых льгот;
налог на выпуск экологически опасной продукции и др.
Органы общей компетенции наряду с управлением в области использования и охраны природных ресурсов осуществляют также управление многими другими видами деятельности и отраслями народного хозяйства.
К органам управления общей компетенции относятся Президент, Парламент, Правительство, местные Советы депутатов и местные исполнительные и распорядительные органы.
К государственным органам специальной компетенции относятся те органы государства, которые в соответствии с положениями о них, утвержденными Президентом или Правительством отдельно принятым актом, специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранительные функции.
По объему и характеру своей специальной компетенции они разделяются на комплексные, отраслевые и функциональные. Комплексные – выполняют все задачи в области охраны природы (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды; Министерство по чрезвычайным ситуациям; Государственный санитарный надзор; Департамент при МЧС по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС).
Отраслевые (ведомственные) – концентрируют внимание на охране и использовании отдельных природных объектов.
Функциональные (межведомственные) – выполняют одну или несколько однородных функций в отношении всех природных объектов (Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС; Государственный таможенный комитет Республики Беларусь; правоохранительные органы государства; Министерство здравоохранения; Национальный банк).
- Тематический план
- Учебной дисциплины «экологическое право»
- Для студентов заочной формы обучения
- На базе среднего образования (юф)
- Тематический план
- Учебной дисциплины «экологическое право»
- Для студентов заочной формы обучения
- (4 Курс специализация международное право юф)
- Методические рекомендации по изучению курса «экологическое право»
- Цели и задачи дисциплины
- Общая часть
- Раздел 1 предмет, система, нормы, правоотношения, принципы, источники экологического права
- Тема 1. Предмет и система экологического права
- Тема 2. Источники экологического права
- Тема 3. Экологические правоотношения
- Раздел 2 право собственности, право природопользования, управление в области экологии
- Тема 4. Право собственности на природные объекты и право природопользования
- Тема 5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды
- Тема 6. Правовые основы экологического контроля и экологической экспертизы
- Тема 7. Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды
- Раздел 3 юридическая ответственность за экологические правонарушения
- Тема 8. Ответственность за экологическое правонарушение
- Субъектами экологического правонарушения могут быть физические и юридические лица, а также должностные лица.
- Раздел 4
- Тема 9. Правовой режим использования
- Тема 10. Правовой режим использования и охраны недр
- Тема 11. Правовой режим использования и охраны вод
- Тема 12. Правовой режим использования и охраны лесов
- Тема 13. Правовой режим использования и охраны животного мира
- Тема 14. Правовой режим использования и охраны атмосферного воздуха
- Специальная часть
- Тема 20. Республика беларусь и международная правовая охрана окружающей среды
- Цель – привитие студентам знаний, умений и навыков в определении международной правовой охраны окружающей среды.
- Тематика семинарских занятий Тема 1. Предмет и система экологического права Вопросы:
- Нормативные правовые акты
- Специальная литература
- Тема 3. Экологические правоотношения Вопросы:
- Нормативные правовые акты
- Специальная литература
- Тема 4. Право собственности на природные объекты и право природопользования Вопросы:
- Задача:
- Нормативные правовые акты
- Специальная литература
- Тема 5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды Вопросы:
- Задачи:
- Нормативные правовые акты
- Специальная литература
- Тема 7. Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды Вопросы:
- Задачи:
- Нормативные правовые акты
- Специальная литература
- Нормативные правовые акты
- Нормативные правовые акты
- Задачи:
- Нормативные правовые акты
- Специальная литература
- Тема 15. Правовой режим особо охраняемых природных территорий Вопросы:
- Задачи:
- Нормативные правовые акты
- Специальная литература
- Тема 16. Правовая охрана окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности Вопросы:
- Нормативные правовые акты
- Специальная литература
- Тема 19. Правовой режим территорий находящихся в экологически опасной ситуации Вопросы:
- Нормативные правовые акты
- Специальная литература
- Тематика курсовых работ по предмету «экологическое право»
- Примерные вопросы к экзамену по курсу «экологическое право»
- Примерные вопросы к зачету по экологическому праву
- Список рекомендуемой литературы Международно-правовые акты в области охраны окружающей среды
- Список нормативных правовых актов
- Учебная литература
- Специальная литература