logo
ЖК_комм_Тихомиров_2011

Комментарий к жилищному кодексу российской федерации Под редакцией м.Ю. Тихомирова

Авторы

Тихомиров М.Ю., кандидат юридических наук - предисловие; комментарии к ст. 1 - 29 разд. I, 30 - 48 разд. II, 49 - 91 разд. III, 92 - 109 разд. IV, 110 - 134 разд. V, 135 - 152 разд. VI, 161 - 165 разд. VIII

Тихомирова Л.В., юрист - комментарии к ст. 153 - 160 разд. VII

ПРЕДИСЛОВИЕ

Принятие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вызвало в обществе немало эмоций. В период обсуждения законопроекта, прошедшего первое чтение в Государственной Думе, многие авторы высказывали резко отрицательное отношение к предстоящим нововведениям <1>. Подобные оценки давались и на заседании Совета Федерации, на котором тем не менее был одобрен окончательный текст Кодекса <2>. Действительно, Кодекс не лишен недостатков, но при этом он устанавливает немало правил, заслуживающих положительной оценки.

--------------------------------

<1> См., например: Латынина Ю. В России больше нет частного жилья // Еженедельный журнал. 2004. 21 июня - 27 июня. N 24 (125).

<2> См.: Владимиров Д. Бесплатного жилья теперь не будет // РГ. 2004. 25 декабря.

Кодекс состоит из восьми разделов, первые шесть из них разделены на 14 глав. Всего в Кодексе содержится 165 статей, которые регулируют основные отношения, связанные с возникновением, осуществлением, изменением, прекращением права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; пользованием общим имуществом собственников помещений; отнесением помещений к числу жилых помещений и исключением их из жилищного фонда; содержанием и ремонтом жилых помещений; их переустройством и перепланировкой; управлением многоквартирными домами; созданием и деятельностью жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья; внесением платы за жилые помещения и коммунальные услуги; осуществлением контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и др. Будучи урегулированными нормами жилищного права, указанные общественные отношения получают название "жилищные отношения".

От большинства актов гражданского законодательства Российской Федерации Кодекс отличается методом правового регулирования - в нем преобладают императивные нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников жилищных правоотношений сведена к минимуму - диспозитивные правовые нормы в Кодексе встречаются достаточно редко.

При этом к достоинствам Кодекса можно отнести, в частности, то, что он заменяет собой множество подзаконных правовых актов, действовавших до его введения в действие. Анализ содержания указанного Федерального закона позволяет согласиться с юристом П.В. Крашенинниковым, по оценке которого 60 - 70% норм Кодекса имеют прямое действие <1> и не нуждаются в опосредовании при помощи подзаконных правовых актов. В этом и состоит одна из главных целей кодификации законодательства в любом государстве.

--------------------------------

<1> См.: РГ. 2005. 12 января.

Следует отметить, что за последние годы федеральными органами исполнительной власти издано большинство подзаконных правовых актов, на необходимость принятия которых указывают нормы Кодекса.

Однако нельзя не обратить внимание и на то, что Кодекс имеет немало недостатков. Они проявляются как в недостаточной полноте, "пробельности" правового регулирования, что не позволяет сократить простор для неоправданного административного усмотрения и связанной с ним коррупции, так и в невысоком уровне законодательной техники.

Многие из отмеченных в настоящей работе недостатков являются весьма существенными и создают практические трудности в правоприменении. Авторы, отмечая указанные недостатки, стремились дать рекомендации по их устранению и практические советы, касающиеся применения проблемных правовых норм. Однако не во всех случаях возникающие коллизии удается разрешить путем толкования норм и применения правовых принципов. В таких случаях разъяснения следует искать в рекомендациях Верховного Суда Российской Федерации и других материалах судебной практики.

Кроме того, в Кодексе имеются отдельные нормы, применение которых в действующей редакции проблематично в принципе. Поэтому представляется, что в будущем вряд ли удастся избежать внесения изменений и дополнений в нормативные положения такого рода.

В комментариях к статьям разъясняются сущность установленных в них правовых норм и возможности их практического применения. Авторы стремились показать, в чем заключается новизна той или иной нормы по сравнению с прежним жилищным законодательством, как следует понимать значение употребляемых в норме понятий, какие нормативные акты должны применяться в процессе реализации положений нового Кодекса.

В работе обобщены большой объем нормативных правовых актов и опыт их применения, проанализирована научная и учебная литература по важнейшим проблемам жилищного права, учтены актуальные материалы судебной практики, отражающие накопленный за последние годы опыт применения нового жилищного законодательства.

Знание положений Кодекса необходимо всем гражданам - участникам жилищных отношений, сотрудникам федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, работникам сферы жилищно-коммунального хозяйства и управляющих организаций, а также судьям, адвокатам, нотариусам, прокурорам и другим практикующим юристам, научным работникам и иным гражданам, интересующимся развитием жилищного законодательства Российской Федерации.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ