logo
help

Конституционный Суд Республики Беларусь

Конституционный Суд занимает особое место в системе органов судебной власти и в государственном механизме в целом. Этот конституционный орган - одного уровня с высшими органами законодательной и исполнительной власти, стоит на первом месте среди субъектов судебной власти.

Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определены Конституцией (ст. 116), Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (ст.ст.19-27) и другими актами.

Его назначение - обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на территории Республики Беларусь, утверждение конституционной законности в правоприменительной и правотворческой деятельности.

Основной функцией суда является осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве. К такого рода деятельности Конституционный Суд приступает при поступлении к нему соответствующих предложений от Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров.

Вторая функция суда — дача по предложению Президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Состав суда формируется в количестве 12 судей: шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь; шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания из числа судей Конституционного Суда сроком на пять лег. Заместитель председателя суда избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению председателя Конституционного Суда сроком на пять лет.

Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей.

Заседания суда проводятся, как правило, гласно, в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета. Итоговое решение принимается в закрытом совещании при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Решения Конституционного Суда подлежат обязательному исполнению на всей территории республики.

Конституционный суд рассматривает:

  1. по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров дела и дает заключение о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных и иных обязательств Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

  2. О соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам.

  3. О соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

  4. О соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Конституционный суд не вправе принимать к своему производству жалобы граждан на нормативные акты, нарушающие их конституционные права и свободы, не вправе давать официальные толкования конституции.