Хозяйственные суды
Согласно ст. 5 Кодекса о судоустройстве и статусе судей хозяйственные суды, осуществляют правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.
Система хозяйственных судов двухзвенная. Ее составляют Высший Хозяйственный Суд и хозяйственные суды областей, а так же хозяйственный суд г. Минска. В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.
Хозяйственный суд области и г. Минска состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей. Эти суды действуют в составе: судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции; апелляционной судебной коллегии; судебной коллегии по банкротству; судебной коллегии по налоговым спорам; судебной коллегии по административным делам.
При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда в хозяйственном суде области и г. Минска могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел (ст. 61 Кодекса о судоустройстве).
Этот суд рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам; изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами (ст. 62 Кодекса о судоустройстве).
Составы судебных коллегий хозяйственного суда области и г. Минска назначаются Председателем Высшего Хозяйственного Суда по представлению председателя хозяйственного суда области и г. Минска. Руководство работой судебных коллегий осуществляется заместителями председателя суда, входящими в состав соответствующих коллегий. (ст. 63 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).
Высший Хозяйственный Суд возглавляет систему хозяйственных судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров.
Высший Хозяйственный Суд состоит из судей, председателя, первого заместителя и заместителей председателя. Он действует в составе: Пленума, Президиума, кассационной коллегии, судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции, судебной коллегии по банкротству, судебной коллегии по налоговым спорам.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь:
рассматривает в пределах своей компетенции дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам применения законодательства;
осуществляет контроль за исполнением хозяйственными судами Республики Беларусь постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
оказывает судьям хозяйственных судов помощь по применению законодательства;
разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
ведет и анализирует судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах;
решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Президиум образуется в составе Председателя, первого заместителя, заместителей Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда в количестве, установленном Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Он рассматривает в пределах своей компетенции дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, вносимые на рассмотрение Пленума Высшего Хозяйственного Суда и осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
В состав Пленума Высшего Хозяйственного Суда входят Председатель, первый заместитель и заместители Председателя, судьи Высшего Хозяйственного Суда, председатели хозяйственных судов областей и г. Минска.
Он рассматривает в пределах своей компетенции:
дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
рассматривает материалы обобщения судебной практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и принимает постановления по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами (ст. 67-80 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).
В Высшем Хозяйственном Суде имеется аппарат суда. Он включает в себя: секретариат председателя суда; управление законодательства и международных отношений; управление обеспечения надзора и обобщения судебной практики; управление контроля за исполнением судебных постановлений; управление финансово-экономического и хозяйственно-технического обеспечения; управление организационной и кадровой работы; отдел информации.
Органы судейского самоуправления
Понятие, задачи, принципы организации и деятельности органов судейского самоуправления.
Одним из направлений судебно-правовой реформы, предусмотренных ее Концепцией, является развитие судейского самоуправления, создание автономной и влиятельной судейской корпорации, способной содействовать утверждению в стране независимой и самостоятельной судебной власти.
Кодекс о судоустройстве и статусе судей определяет данную профессиональную корпорацию как судейское сообщество. Согласно ст. 141 судейское сообщество Республики Беларусь составляют судьи Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов, а также судьи, находящиеся в отставке.
Судья выступает как член судейского сообщества и остается таковым вплоть до прекращения его полномочий. Принадлежность судьи к судейскому сообществу определяется фактом наделения его полномочиями судьи и не требует какого-либо иного подтверждения.
К принципам организации и деятельности судейского самоуправления относятся: коллегиальность, гласность, при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей. При необходимости может быть проведено закрытое заседание органа судейского сообщества. Республиканский совет судей, квалификационные коллегии судей организуются на основе выборности, сменяемости и подотчетности перед органами, их избравшими.
Основными задачами органов судейского сообщества являются:
поддержание авторитета судебной власти;
обеспечение соблюдения судьями в их профессиональной деятельности и личном поведении требований, предъявляемых к ним Конституцией, иными актами законодательства, Кодексом чести судей;
защита прав и законных интересов судей; содействие реализации гарантий независимости и неприкосновенности судей;
совершенствование судебной системы и судопроизводства.
- Конституционный Суд Республики Беларусь
- Районный (городской) и специализированный суд
- Областной, Минский городской суды
- Военные суды
- Верховный Суд Республики Беларусь
- Хозяйственные суды
- Съезд судей и Республиканский совет судей
- Конференции судей
- Квалификационные коллегии судей
- Полномочия Министерства юстиции и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов.
- Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь