logo
лекции ПСО

Конспект нужен Социальное обеспечение: понятие, функции, формы.

1. понятие социального обеспечения.

Легального определения нет, поэтому следует выделить характерные признаки:

1. гос характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов осуществления соц обеспечения (по-другому формы соц обеспечения, не путать с видами).

2. законодательное закрепление перечня соц рисков, которые являются основаниями для предоставления соц обеспечения. Соц. риск - рассматривается как предполагаемое обстоятельство, с которым связан риск утраты источника средств с существованию, как правило, по причинам, не зависящим от человека, и признаваемым обществом и государство соц уважительными (перечень в международных актах, конституции (открытый), законах (закрытый)).

3. законодательное закрепление круга субъектов, подлежащих обеспечению

4. законодательное закрепление стандарта обеспечение ниже которого не может быть предоставлено. Условия, объем, размер. В нашей стране этого нет, в каждом законе есть условия, объем, размер, но стандарта, в котором закреплен нижний порог обеспечения нет.

Социальное обеспечение можно определить как один из способов распределения совокупного общественного продукта через систему соц обеспечения с целью выравнивания имущественного положения граждан при наступлении, установленных в законе соц рисков, за счет средств целевых финансовых источников, с целью поддержания полноценного соц статуса лица и предотвращения обнищания.

Цели:

1. выравнивание имущественного положения -

2. поддержания полноценного соц статуса

3. предотвращения обнищания.

Соц защита - это комплекс мер, включающий в себя:

1)стимулирование стабильной оплачиваемой трудовой деятельности;

2) предотвращение и компенсации части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов соц страхования;

3) предоставления механизмов соц помощи, предназначенной для уязвимых групп населения, не являющихся участниками системы соц страхования;

4) доступ граждан к основным правам и услугам таким как образования и мед помощь.

Функции:

1. экономическая (распределительная) - посредством системы соц обеспечения гос-во распределяет часть совокупного общественного продукта с целью поддержания соц статуса лиц, у которых наступили установленные законом соц риски.

2. производственная - значительное количество видов обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а условия и размер обеспечения определяются продолжительностью ... условиями в которых она протекала и размером вознаграждения за труд

3. политическая - посредством соц обеспечения гос-во производит соц политику

4. социальная функция - направлена на соц реабилитацию лиц, у которых наступили установленные законом соц риски и на предотвращения обнищания.

5. демографическая функция - посредством СО гос-во стремится оказать влияние на такие демографические процессы как рождаемость, воспроизводство населения, продолжительность жизни.

Формы СО - это организационно-правовой способ его осуществления. по сфере действия выделяют:

1. централизованные (федеральные)

2. региональные

3. местные

4. м.б. локальные - дополнительные, на уровне организаций, могут быть, могут не быть. финансируются за счет средств бюджета РФ или субъекта РФ.

Федеральные формы:

1. Обязательное сос страхование

2. гос-соц обеспечение или за счет бюджета

Признаки форм (различия):

1. Способ аккумуляции средств на цели соц обеспечения.

2. круг лиц, обеспечиваемых за счет средств соответствующей формы (источника).

3. виды обеспечения за счет средств определенной формы

4. органы предоставляющие обеспечение.

Еще выделяют другие формы:

3. смешанная форма, считает в себе обязательное соц страхование и гос-соц обеспечение (пенсия за выслугу лет гос гр служащим)

4. гос соц помощь

II ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. ФЗ от 16.07.1999 №165-ФЗ "об основах обязательного соц страхования" - это часть гос системы соц защиты населения, спецификой которой является осуществляемая в соответствии с ФЗ страхование работающих граждан от возможного изменения, материального и (или) соц положения в т.ч. по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное соц страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию и (или) минимизацию впоследствии изменения материального и (или) соц положения работающих граждан, в случаях предусмотренных законом иных категорий граждан при наступлении установленных в законе соц страховых рисков.

7.02.2012.

Эта форма рассчитана на работающих граждан и других граждан, определенных в законе.

Субъекты обязательного соц страхования:

  1. Страховщик – выступают специально созданные гос внебюджетные фонды (фонд соц страхования, фонд обязательного мед страхования, пенсионный фонд). Занимается аккумуляцией средств на цели обязательного страхования. Бюджеты отделены от фед фонда.

  2. Страхователь – выступают те, кто предоставляют работу (трудовой договор, гражданско-правовой договор, гос гражданская служба, ИП, адвокаты, частные нотариусы, КФХ, священнослужители, осужденные, привлекаемые к оплачиваемому труду).

  3. Застрахованное лицо – те, кто выполняют работу.

Общее правило отчисляют работодатели, если самостоятельно трудятся, то уплачивают самостоятельно. Работодатель отчисляет взносы в соответствующий фонд.

Социальное страхование построено на солидарном принципе – платят за всех, а выплаты получают только лица у которых наступил страховой случай.

Обязательное соц страхование строится на модели близкой к гражданско-правовому страхованию это выражено:

Различия:

Добровольное соц. страхование осуществляется по правилам ГК.

Принципы:

  1. Устойчивость финансовой системы обязательного соц страхования, обеспечивается за счет эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного соц страхования

  2. Всеобщий обязательный характер соц страхования

  3. Гос гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от соц рисков и исполнения обязательств по обязательному соц страхованию независимо от финансового положения страховщика.

  4. Гос регулирования системы обязательного соц страхования

  5. Паритетность участие представителей субъектов обязательного соц страхования в органах управления обязательного соц страхования

  6. Обязательность уплаты страхователями страховых взносов

  7. Ответственность за целевое использование средств соц страхования

  8. Обеспечение надзора, общественного контроля

  9. Автономность финансовой системы обязательного соц страхования

Из бюджета в фонд переводить деньги можно, в обратном порядке нельзя.

Виды обязательного соц страхования:

  1. Обязательное пенсионное страхование

  2. Обязательное соц страхование на случай временной не трудоспособности в связи с материнством

  3. ОСС в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональном заболевании

  4. Обязательное мед страхование

1) Обязательное пенсионное страхование. ФЗ от 17.12.2001. №167- ФЗ «об обязательном пенсионном страховании в РФ». С 1991 – 2001 взносы и работодателей и работников (1%) в бюджет. Положение об уплате взносов ОПС. В 2001 отменены страховые взносы и заменены единым соц налогом. НДФЛ до того 12%, сейчас 13% (12+1см. выше). С 2002г. платеж разделен на 3 части: единый соц. налог – часть для финансовой базовой части пенсии; 2 части пенсии на страховую и накопительную базу.

В 2010 ЕСН заменен опять страховыми взносами (которые идут напрямую в пенсионный фонд).

Для не льготных и не самообеспечиваемых лиц страховой взнос 22%. Из них на страховую часть 16% из них 6% солидарная часть тарифа и 10% индивидуальная часть.

Солидарная часть учитывается (на конкретном счете) в общий котел; (22% взимается как только з/п достигла 12 000). 22% взимается с конкретной суммы з/п.

Предельная величина выплат 512 000 если больше то индивидуальная часть уже не выплачивается. С этого года после превышения 512 000 работодатель выплачивает солидарную выплату в размере 10%.

До достижения з/п 512 000 работодатель уплачивает 22%, после достижения 10%.

Самозанятые уплачивают 26% на стоимость страхового года

4611 * 12 * 26% - эту сумму самозанятые уплачивают в страховой фонд.

Социальное пенсионное страхование, риски:

Каждый из них соответствует определенной соц. выплате.

Страхователь, страховщик – работник, работодатель; гражданско-правовой договор; предприниматели; КФХ, священнослужители, общины малочисленных народов севера; адвокаты, нотариусы, гос. гражданские служащие относятся к категории лиц, работающих по трудовому договору.

Все эти лица вправе требовать на соответствующие пенсионные выплаты.

2) Обязательное социальное страхование. На случай временной нетрудоспособности в связи с материнством. 29.12.2006г. №255-ФЗ одноименное страхование только с 1.01.2010г.

Соц. страховые риски:

Вид страхования существует с 1943г.

С 2010г. уплата страховых взносов страхователями уплачивается в фонд соц страхования. Предельная величина выплат 512 000 размер страхового взноса 3,9%.

Тут не может быть лиц, работающих по (трудовому) гражданско-правовому договору. Работающие по трудовому договору – обязательно ИП и предприниматели. С 2003г. данные лица могут в добровольном порядке вступать отношения по данном виду соц. страхования.

КФХ и общины малочисленных народов добровольно.

Священнослужители – обязательно

Лица осужденные к лишению свободу и привлеченными к оплачиваемому труду – обязательно.

Адвокаты, нотариусы – добровольно

Тут индивидуальных платежей нет, все строится на солидарном принципе.

3) обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 24.07.1998г. №125-ФЗ одноименный закон начал действовать с 1.01.2000г. данный вид соц. страхования появился в 2000г. до этого момента возмещение от несчастного случая производилось в соответствии с ГК.

Страховщик – фонд соц. страхования. Внутри ФСС 2 бюджет по нетрудоспособности и по несчастному случаю.

Страховщики и страхователи:

Соотношение данного ФЗ и ГК. ФЗ устанавливает максимальную ежемесячную и единовременную выплату (50 000р.) если сумма не покрывает ущерб, сверх нее работник может предъявить требования к работодателю в соответствии с ГК+ в соответствии с ГК можно предъявить требования о компенсации морального вреда.

4) обязательное медицинское страхование. Средства аккумулируются для мед помощи и лечения; для оказании бесплатной мед помощи. Появилось в 1991г., создан фонд обязательного мед страхования. Застрахованными лицами являются как работающие, так и не работающие.

В отношении работающего населения уплата осуществляется, теми же страхователями, что и по соц. страхованию стелька 5,1% в фонд обязательного мед страхования. За неработающих взносы уплачивают госорганы субъектов.

ФЗ-323 принят в 2010г. одноименный, действует с 1.01.2011г. В новом законе прописаны права и обязанности ОГВ которые уплачивают взносы за неработающих.

II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Расходы на цели обеспечения производится непосредственно из бюджета. Подпадает 2 категории:

III. Смешанная форма социального обеспечения или пенсия для гос гражданского служащего + доплата за выслугу лет

IV. Государственная соц. помощь представляется малоимущим гражданам. Финансируется за счет средств бюджета регионов, поэтому рассматривается как самостоятельный вид.

16.02.2012.