logo
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Тема 8. Право на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ и услуг

Понятие, принципы и структура фирменного наименования. Понятие коммерческое обозначение юридического лица. История развития законодательства об охране прав на фирменное наименование юридических лиц в России.

Понятие источников авторского права и их система в Российской Федерации.

Понятие и виды субъектов права на фирменное наименование. Основания и момент возникновения права на фирменное наименование.

Понятие и виды субъективных прав на фирменное наименование. Понятие и форма защиты права на фирменное наименование. Юридическая ответственность за неправомерное использование фирменного наименования.

Понятие и виды товарного знака и знака обслуживания. Функции товарного знака. признаки охраноспособности товарного знака.

Понятие и виды наименований мест происхождения товаров.

История законодательства об охране прав на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

Роль принципов и норм международного права и международных договоров в регулировании права на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

Понятие и виды субъектов права товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Оформление прав на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Установление приоритета на товарный знак. Выдача свидетельства, срок его действия, абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака.

Понятие и виды субъективных прав на товарный знак. Понятие защиты прав на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Способы и меры защиты нарушенных или оспариваемых прав на товарный знак. Признание недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку. Основания прекращения правовой охраны товарного знаки, знака обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Споры, рассматриваемые в судебном порядке.

Семинарские занятия:

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и виды средств индивидуализации.

  2. Понятие фирменного наименования. Особенности его правового режима.

  3. Правовой режим коммерческого обозначения.

  4. Понятие товарного знака (знаком обслуживания), его особенности, функции и виды.

  5. Порядок оформления прав на товарный знак. Сроки действия прав на товарный знак.

  6. Основания прекращения правовой охраны товарного знака.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ с изм. и доп. // «Собрание законодательства РФ», 1994, № 32, ст. 3301.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ с изм. и доп. // «Собрание законодательства РФ», 1996, № 5, ст. 410.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 № 146-ФЗ с изм. и доп. // «Собрание законодательства РФ», 1996, № 49, ст. 4552.

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-ФЗ с изм. и доп. // «Собрание законодательства РФ», 2006, № 52 (часть I), ст. 5496.

  5. Городов О. А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения – Волтерс Клувер, 2006.

  6. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25 декабря 1993 г. № 237.