logo
СеминарыДО(гражданка)

Тема 8. Сроки в гражданском праве. Исковая давность

Формируемые компетенции:

В результате изучения данной темы студент должен быть способен:

В области знания:

- определить понятие и юридическую сущность сроков в гражданском праве;

- описать классификации сроков в гражданском праве;

- объяснить, как и для чего устанавливаются сроки;

- описать порядок исчисления сроков;

- определить понятие и значение срока исковой давности;

- описать порядок исчисления срока исковой давности;

- назвать последствия истечения срока исковой давности;

- перечислить требования, на которые исковая давность не распространяется;

описать классификацию юридических фактов;

- толковать гражданско-правовые нормы законов, посвященные срокам. (ОК-3, ОК-4; ОК-7)

В области умения:

- различать сроки в зависимости от правового значения;

- различать гарантийный срок, претензионный срок и срок исковой давности;

- исчислять сроки по правилам, установленным гражданским законодательством;

- распознавать виды сроков исковой давности;

- различать приостановление, перерыв и восстановление срока исковой давности;

- составлять заявление о восстановлении срока исковой давности;

- анализировать, толковать и критиковать гражданско-правовые нормы, посвященные срокам;

- дискутировать по проблемным вопросам, посвященным срокам в гражданском праве. (ОК-3, ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15, ПК-16)

В области ценностных ориентаций:

- оценить правовое значение срока;

- дать оценку существующим гражданско-правовым нормам, посвященным срокам. (ОК-1, ОК-9)

Вопросы к занятию:

  1. Что такое срок? Как и для чего устанавливаются сроки?

  2. Какое значение имеет срок исковой давности? Какова его продолжительность?

  3. Когда начинает свое течение срок исковой давности? Каковы последствия его истечения?

  4. По каким правилам происходит приостановление, перерыв и восстановление срока исковой давности?

  5. На какие требования исковая давность не распространяется?

Методика занятия: комментирование; творческие задания: решение ситуационных задач, анализ конкретных юридических ситуаций, подготовка выступления по определенной проблеме; работа в малых группах; мозговой штурм.

Продолжительность занятия: 4 академических часа.

Рекомендуемые нормативные правовые акты:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ.

  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №10 и Пленума Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Арбитражного Суда РФ от 12, 15 ноября 2001 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности».

Рекомендуемая литература:

  1. Гражданское право: В 3 т. Т. 1. - М.: Проспект, 2005.

  2. Вороной В. Соотношение исковой и приобретательной давности // Российская юстиция. 2002. № 11.

  3. Гаврилов Э. Об исковой давности // Российская юстиция. 1998. № 2.

  4. Кириллова М.Я. Исковая давность. - М., 1966.

  5. Кириллова М.Я., Крашенинников П.В. Сроки в гражданском праве. Исковая давность. – М., 2006.

  6. Лебедева К.Ю. Классификация сроков в гражданском праве // Журнал российского права. 2001. № 9.

  7. Лебедева К.Ю. Время и срок в гражданском праве / Правовые проблемы укрепления российской государственности. Часть 5. Томск, 2001.

  8. Новицкий И.Б. Сделки. Исковая давность. – М., 1954.

  9. Овчинникова А.О. Исковая давность как главный аргумент защиты // ЭЖ-Юрист. 2011. № 9.

  10. Сарбаш С. Вопросы исковой давности // Хозяйство и право. 2000. № 4, 5.

Материально-техническое обеспечение: задания для малых групп.

Мозговой штурм:

1.Каково место сроков в системе юридических фактов?

Творческие задания:

1.Подготовьте выступление на тему:

- «Соотношение исковой давности с иными сроками».

2.Решите задачи:

1. В результате аварии отопительной системы в квартире Петрова причинен существенный вред имуществу как самого Петрова, так и проживающих внизу соседей. Как показала экспертиза, причиной аварии послужила некачественная проварка сварных швов труб центрального отопления, проведенная ООО «Стройремонт» три с половиной года назад.

Соседи потребовали от Петрова возместить причиненный им ущерб. Петров сделать это отказался и предложил соседям вместе с ним предъявить иск о возмещении причиненного вреда к ООО «Стройремонт» на основании ст. 1095 ГК РФ. Юрист, к которому они обратились за помощью в составлении искового заявления, выразил сомнение в успехе дела, т.к. с момента ремонта прошло, по его мнению, уже слишком много времени. Кроме того, в ст. 1097 ГК РФ говорится о возмещении вреда, возникшего в течение срока годности товара (работы, услуги), а на результаты ремонтно-строительных работ сроки годности не устанавливаются.

Имеются ли основания для подобных сомнений? Какие различия существуют между сроками годности и сроками службы?

2. Гусев заключил договор о приобретении автомобиля, согласно которому он был обязан оплатить его стоимость в течение трех дней. Имея в Сбербанке соответствующую сумму на своем счете, Гусев был уверен в том, что сумеет получить ее в любой момент, поэтому он не возражал против включения в договор купли-продажи условия об уплате пени в размере 5% от цены покупки за каждый день просрочки оплаты.

Когда через день Гусев явился за деньгами, работники отделения Сбербанка, в котором у Гусева был открыт счет, сообщили ему, что деньги в такой крупной сумме он сможет получить не раньше, чем в следующую среду, т.е. через 6 дней. При этом Гусеву было указано на вывешенное на стене объявление, гласившее, что крупные суммы заказываются клиентами не позднее чем за три дня. Однако в ближайшие дни Сбербанк будет закрыт в связи с выходными и праздничными днями.

Так и не получив до среды денег, Гусев допустил просрочку в оплате приобретенного автомобиля на 4 дня, за что был вынужден доплатить 20% ее стоимости.

Считая виновником понесенного им ущерба Сбербанк, Гусев обратился в юридическую консультацию за советом относительно защиты своих имущественных интересов.

Какой совет необходимо дать Гусеву?