Вопрос 6. Субъекты и объекты правоотношений по социальному обеспечению. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению.
Субъектом правоотношений по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.
Субъекты – это участники правоотношений, наделенные субъективными правами и несущие обязанность.
В правоотношениях по социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в лице государственных компетентных органов, с одной стороны, и гражданин либо целая семья, с другой стороны.
Субъекты материальных социально-обеспечительных правоотношений по социальному обеспечению в силу распределительного характера складывающихся отношений делятся на две условно находящиеся на разных полюсах правоотношения группы:
1) лица – получатели благ по социальному обеспечению,
2) лица – представители благ по социальному обеспечению.
Первая группа лиц - это граждане – физические лица, по общему правилу как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Никакие юридические лица получать блага по социальному обеспечению не имеют право.
Чтобы стать участником правоотношений по социальному обеспечению, гражданин должен обладать правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемой законом способности иметь права и обязанности), дееспособности (признаваемой законом способности своими действиями реализовывать права и обязанности), деликтоспособности (признаваемой законом способности нести ответственность за правонарушения в сфере социального обеспечения). Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь прав на социальные услуги, пособия, пенсии, но они недееделиктоспособны, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению выступают их законные представители, а при их отсутствии государственные или муниципальные органы.
Как указывается в теории права, правосубъектность есть условие возможности правоотношения, это есть система вышеуказанных способностей субъекта. При этом важно отличать способность к правообладанию и самообладание. Ведь субъект может не стать субъектом определённого правоотношения в сфере права социального обеспечения, и реального правообладания не возникает.
Обыкновенно выделяется общая, отраслевая и специальная правосубъектность. То есть субъект, обладая соответствующей правосубъектностью, может стадийно становиться субъектом права вообще, субъектом конкретной отрасли и, наконец, субъектом конкретных видовых правоотношений.
Очевидно, что формулировка ст. 39 и 41 Конституции РФ дают основание полагать, что потенциально право на социальное обеспечение и медицинскую помощь имеет любой человек с рождения. То есть отраслевая правосубъектность вытекает из общей, поскольку данная отрасль права обуславливает возможное приобретение благ социально значимой нуждаемостью лица и определяемыми законом социальными рисками.
Но, так как социальное обеспечение предоставляется в основном в рамках двух организационно-правовых форм, можно выделить такую же, как и отраслевую, широкую, всеохватывающую суботраслевую правосубъектность в отношениях по вспомоществованию любому члену общества, и в отличие от этого более узкую суботраслевую правосубъектность в блоке отношений по обязательному социальному страхованию в основном наемных работников и их семей.
То есть субъектами последних указанных отношений могут быть только лица, подлежащие либо ранее подлежавшие обязательному социальному страхованию.
Некоторые ученые связывают возникновение правоотношений по выплате страховых пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и иных выплат по обязательному социальному страхованию исключительно с заключением индивидуального трудового договора. Имеется в виду, что правоотношения по поводу этих выплат возникают не при наступлении страхового случая и дополнительных юридических фактов, а одновременно с возникновением трудовых отношений. Выпячивание связи некоторых отношений по социальному обеспечению с трудовыми не оправдывает указанное предположение о моменте начала отношений, связанных с выплатой пособий по социальному страхованию. Здесь происходит подмена понятий субъективного права на пособие и специальной праводееспособности гражданина. Законодатель в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» установил, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, а у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан – с момента уплаты ими или за них страховых взносов. Но имеется в виду финансовый аспект отношений по социальному страхованию.
Начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет специальную правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид пособия и прекращается вместе с окончанием этого права.
Семья как участник правоотношений по социальному обеспечению может выступать в двух случаях:
- в случае обеспечения пособиями и компенсационными выплаты семей, имеющих детей;
- в случае обеспечения пенсиями по случаю потери кормильца.
Вторым субъектом - представителем благ по социальному обеспечению является, как правило, государство (в лице своих уполномоченных органов и организаций), а также в случае делегирования или разрешения с его стороны иные лица – муниципальные образования, работодатели, соответствующие образовательные учреждения, учреждения социального и медицинского обслуживания.
Со стороны государства могут выступать следующие государственные органы:
- Министерство здравоохранения и социального развития РФ;
- Департаменты, комитеты, управления социальной защиты населения;
- Окружные управления социальной защиты населения
- Районные управления социальной защиты населения;
- Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования;
- Учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения;
- Военные комиссариаты;
- Пенсионные службы силовых министерств и ведомств;
- Предприятия, учреждения, организации;
- Органы службы занятости;
-иные органы.
В процедурных правоотношениях принимают участие такие специфические для данной отрасли субъекты, как бюро медико-социальной экспертизы (установление факта инвалидности, причин инвалидности ит.д.); клинико-экспертные комиссии; лечащие врачи (установление факта временной нетрудоспособности); администрации организаций, помогающие в сборе доказательств, подтверждающих юридический факт, дающий право на определенный вид социального обеспечения, а также компетентный орган, управомоченный выносить решение о предоставлении этого вида социального обеспечения и в его отказе.
В процессуальных отношениях участвуют следующие субъекты:
- вышестоящий орган в отношении органа, принявшего спорное решение (например, областной Пенсионный фонд РФ, главное бюро медико-социальной экспертизы), и гражданин оспаривающий это решение (административный порядок разрешения спора),
- гражданин, оспаривающий решение компетентного органа, сам компетентный орган, суд общей юрисдикции, а в некоторых случаях прокуратура (судебный порядок разрешения спора).
Момент возникновения у компетентного органа (второго субъекта) его правосубъетности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем ит.д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению.
Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечении являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров они являются юрисдикционными правоохранительными, правовостановительными органами.
Объект – это конкретное материальное благо или действие, по поводу которого, возникают конкретные правоотношения.
В процедурных правоотношениях объектом выступают юридические действия по установлению права на данный вид обеспечения и назначение его или юридическое действие по установлению необходимого определенного юридического факта – сбор доказательств, подтверждающих юридический факт, дающий право на определенный вид социального обеспечения; вынесение компетентным органом решения о предоставлении этого вида социального обеспечения или решения об отказе.
В основных материальных социально-обеспечительных отношениях объектом выступает реализация права на данный вид социального обеспечения, те есть получение его деньгами или в натуральном виде (пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание).
В процессуальных отношениях объектом выступает юридическое действие по рассмотрению спора в области социального обеспечения по поводу нарушенного права.
- Вопрос 1. Понятие и признаки социального обеспечения. Система социальной защиты.
- Источники финансирования
- 2 Круг лиц, подлежащих социальному обеспечению
- 3 Условия предоставления социального обеспечения
- 4 Цель предоставления социального обеспечения
- Социальная защита
- Вопрос 2. Функции социального обеспечения
- Вопрос 3. Предмет права социального обеспечения и характеристика имущественных, процедурных и процессуальных правоотношений.
- Вопрос 4. Система права социального обеспечения и система социального обеспечения.
- Вопрос 5. Понятие и классификация правоотношений по социальному обеспечению.
- Классификация правоотношения по социальному обеспечению
- Вопрос 6. Субъекты и объекты правоотношений по социальному обеспечению. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению.
- Вопрос 7. Понятие и классификация источников права социального обеспечения.
- Классификация и общая характеристика источников права социального обеспечения
- Вопрос 8. Понятие и юридическое значение трудового стажа. Виды трудового стажа.
- Вопрос 9. Понятие и юридическое значение страхового стажа. Периоды, включаемые в страховой стаж.
- Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
- Вопрос 10. Доказательства трудового стажа.
- Вопрос 11. Понятие и условия назначения пенсий по старости.
- Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии
- Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан
- Условия назначения бюджетной пенсии по старости
- Вопрос 12. Понятие и условия назначения пенсий по инвалидности.
- Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по инвалидности
- Круг лиц, имеющих право на бюджетную пенсию по инвалидности
- Условия на назначения трудовой пенсии по инвалидности
- Условия назначения бюджетной пенсии по инвалидности
- Вопрос 13. Понятие и условия назначения пенсий по случаю потери кормильца.
- Круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца:
- Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца
- Вопрос 14. Условия назначения пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим.
- Вопрос 15. Условия назначения пенсий за выслугу лет военнослужащим.
- Вопрос 16. Обращение за назначением пенсий.
- Документы, необходимые для назначения пенсии
- Вопрос 17. Назначение и выплата пенсий.
- Выплата пенсий
- Вопрос 18. Понятие и условия назначения пособий по временной нетрудоспособности.
- Вопрос 19. Единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений.
- Вопрос 20. Компенсационные выплаты.
- Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами
- Вопрос 21. Основные принципы здравоохранения. Виды медицинской помощи.
- Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- Приоритет охраны здоровья детей;
- 4) Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- 5) Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- 6) Доступность и качество медицинской помощи;
- 7) Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- 8) Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
- 9) Соблюдение врачебной тайны.
- Виды медицинской помощи Первичная медико-санитарная помощь
- Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
- Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь
- Паллиативная медицинская помощь
- Вопрос 22. Понятие, виды и размеры пособий гражданам, имеющим детей. Пособие по беременности и родам
- Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности
- Единовременное пособие при рождении ребенка
- Пособие по уходу за ребенком до достижения и возраста полутора лет
- Ежемесячное пособие на ребенка
- Вопрос 23. Субъекты обязательного медицинского страхования. Договор обязательного медицинского страхования.
- Застрахованные лица
- Страхователи
- Страховщик
- Договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования
- Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию
- Вопрос 24. Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов.
- Трудоустройство инвалидов
- Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов
- Вопрос 25.Протезно-ортопедическая помощь. Обеспечения инвалидов средствами передвижения. Протезно-ортопедическая помощь
- Вопрос 26. Социальное пособие на погребение
- Вопрос 27. Понятие и принципы социального обслуживания.
- Вопрос 28. Социальная помощь на дому и срочное социальное обслуживание.
- Вопрос 29. Стационарные учреждения для престарелых и инвалидов.
- Вопрос 30. Санитарно-курортное лечение и лекарственная помощь