2.2. Следственные ситуации, версии и алгоритм действий следователя, дознавателя при расследовании преступлений несовершеннолетних
Специфическое правовое положение в обществе несовершеннолетних диктует необходимость регламентировать особые правила и процедуры обращения с несовершеннолетними правонарушителями на всех стадиях уголовного процесса, в том числе и на стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
Можно выделить четыре исходных ситуации, которые складываются на этапе возбуждения уголовного дела по факту преступлений, совершенных несовершеннолетними:1
1. По результату осмотра места происшествия, показаниям потерпевших и свидетелей установлены факты-признаки, указывающие на совершение преступления несовершеннолетними, но ни один из подростков не установлен и не задержан.
В данной ситуации расследование будет направлено прежде всего на выявление данных о преступниках, подготовку информационных субъективных портретов и ориентировки для розыскных действий, допросы потерпевшего и очевидцев события, если таковые имеются, с целью сбора информации о преступниках. В случае установления хотя бы одного из подростков, необходимо организовать его розыск, задержание, допрос, обыск и т. д.
2. Задержан один из подростков, принимавших участие в совершении группового преступления, а остальным удалось скрыться, и личности их не установлены.
В этом случае расследование направлено на исследование обстоятельств события совершенного преступления, установление причастности к нему заподозренного и задержанного лица. Далее работа по уголовному делу связана с исследованием собранных доказательств в целях изобличения виновного лица, разработкой плана по установлению личности соучастников, их розыску и задержанию.
3. Третья ситуация аналогична предыдущей, но личности скрывшихся преступников известны.
4. Все несовершеннолетние участники преступления задержаны, но их роли в совершенном противоправном деянии не ясны. В данной ситуации возникает необходимость срочного сбора характеризующих данных о личности каждого из задержанных подростков, их сопоставление с уже известными действиями каждого из несовершеннолетних в ходе преступления.1
Подчеркнем, что и в указанных и иных ситуациях расследования направление деятельности следователя определяют характер выдвигаемых версий, четкое планирование расследования по их проверке, оперативному сопровождению расследования. В плане расследования предусматриваются процессуальные и следственные действия, при производстве которых следователю потребуется содействие органов дознания, специалиста-криминалиста, педагога, психолога, психиатра; материально-техническое обеспечение; прогнозирование возможности создания и развития конфликтных ситуаций, возникновение которых часто инициируется защитником, законными представителями, другими заинтересованными лицами.
Следственная версия – логически построенное на основе фактических данных, требующее проверки предположение следователя о событиях преступления, его отдельных обстоятельствах, личности виновного, характере его вины.2 Выделяют следующие первоначальные версий:
Версия 1. Преступление совершено подростком.
В подавляющем большинстве случаев появление такой версии возможно уже на первоначальном этапе расследования. Основанием для ее выдвижения служат: показания свидетелей. В том числе очевидцев; результаты осмотра места происшествия; показания потерпевших. Кроме того, в качестве такого основания могут выступать сведения о похищенном имуществе, способе и месте совершения преступления, характере расследуемого преступления, оперативные данные. Пути разработки этой версии определяются с учетом данных криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних.
Версия 2. Подростком ранее совершались аналогичные либо другие преступления.
Совершение преступления обычно закономерно вытекает из предыдущего поведения подростка и редко бывает случайным эпизодом в его биографии. Поэтому необходимо при расследовании преступления, совершенного подростком, выдвигать версию о совершении им других преступлений и проверять сообщения и заявления, по которым не установлены виновные лица, для выявления аналогичных происшествий и установления причастности задержанного несовершеннолетнего к совершению этих преступлений. Проверка данной версии приводит к необходимости использовать рекомендации методики расследования преступлений прошлых лет.
Версия 3. Преступление совершено подростком в соучастии (имелись взрослые либо несовершеннолетние подстрекатели, организаторы или иные соучастники).
Такая ситуация возникает недостаточно часто. Нередко версия соучастия в преступлении взрослых не устанавливается. Однако в п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ указывается, что при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним устанавливается влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Разработка этой версии предполагает тщательное исследование механизма преступления, проверку возможности его совершения в одиночку, анализ связей подростка. Сведения о совершении преступления подростком в соучастии получают в результате оперативно-розыскной деятельности, при допросах свидетелей, потерпевших, осмотре места происшествия и из других источников.
О наличии взрослых соучастников могут свидетельствовать: хищение товаров, представляющий интерес, прежде всего для лиц зрелого возраста; значительные размеры похищенного; ухищренные способы проникновения в помещение (применение специально изготовленных приспособлений, отмычек); обнаружение на месте происшествия следов, вещей, предметов, указывающих на пребывание там взрослых.
Версия 4. Существует иная причастность взрослых лиц к совершению преступления подростком.
Проверка этой версии проводится в основном в ходе установления причин и условий, способствующих совершению преступления подростком, а также делает необходимым изучение его окружения.
Версия 5. Подросток оговаривает себя либо других лиц в совершении преступления.
Самооговор среди несовершеннолетних встречается достаточно часто, что объясняется особенностями психологии подростков:
– внушаемостью;
– стремлением проявить себя, казаться самостоятельным, взрослым, поддержать авторитет в группе, взять на себя вину других;
– склонностью к отстаиванию ложных показаний из-за нежелания «выдать» соучастника, прослыть «доносчиком», выглядеть в глазах допрашивающего лгуном;
– внесением в показания элементов игры и озорства.1
Самооговор может быть вызван принуждением, дачей показаний под воздействием страха или из боязни соучастников или заинтересованных лиц.
Наиболее распространенным видом самооговора является признание несовершеннолетнего обвиняемого в совершении ряда преступлений, к которым в действительности он не причастен.
Для проверки данной версии необходимо при допросах выяснить особенности поведения подростка до совершения правонарушений, что поможет установить, мог ли он по своему характеру, склонностям совершить действия, о которых идет речь.
Версия об оговоре выдвигается чаще, чем версия о самооговоре. Нередко причины оговора коренятся в забвении тактических рекомендаций по проведению следственных действий с участием несовершеннолетних. От следователя требуется уделять особое внимание проверке показаний несовершеннолетних, их сопоставление с другими доказательствами.
Версия 6. Несовершеннолетний страдает расстройством психической деятельности.
При проверке состояния психического здоровья несовершеннолетнего следует иметь в виду, что сами несовершеннолетние зачастую скрывают свой психический недуг, а их родственники, напротив, нередко склонны преувеличивать отклонения в поведении подростка. Поэтому рекомендуется обращаться и к другим источникам информации (допросы соседей, педагогов, лечащих врачей, истребования справок из психоневрологических диспансеров). В случае получения сведений о наличии у несовершеннолетнего обвиняемого расстройства психической деятельности, независимо от степени его выраженности, необходимо назначить судебно-психиатрическую экспертизу.
Таким образом, наряду с общим для каждого уголовного дела мероприятиями, в планах расследования преступлений несовершеннолетних должны предусматриваться действия, направленные на установления упомянутых выше обстоятельств и проверку типичных версий. При этом необходимость проведения некоторых из них (допросов родителей, педагогов и других лиц, располагающих необходимой информацией) непосредственно определяется уголовно-процессуальным законодательством. Кроме того, планируется обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, истребование имеющих значение для дела документов (характеристик с места учебы или работы несовершеннолетнего обвиняемого). С учетом психофизических особенностей несовершеннолетних не рекомендуется планировать на один и тот же день проведение с их участием нескольких следственных действий, тем более требующих значительного нервно-психического напряжения.
Нередко уже на первоначальном этапе расследования можно выдвинуть версию о совершении преступления группой несовершеннолетних и в ее развитие – версии об условиях формирования такой группы:1
– проживание членов группы в одном микрорайоне;
– обучение в одном учебном заведении, расположенном в данном микрорайоне;
– общие интересы и занятия (спорт и так далее);
– общее времяпрепровождение (посещение парков, дискотек, пляжей и так далее);
– нахождение членов группы на учете;
– наличие в группе подростков или взрослых, недавно освободившихся из мест лишения свободы.
На основе данных версий раскрытие может идти по следующим направлениям:2
– патрулирование в районе совершения преступления силами местной полиции, патрульно-постовых служб с целью выявления по имеющимся приметам или кличкам групп подростков, проводящих свое время на улицах (в близлежащих парках, на дискотеках);
– проверка в районе совершения преступления, ближайших микрорайонах спортивных секций, молодежных клубов;
– проверка подростков и взрослых, недавно освободившихся из мест лишения свободы, на причастность к данному преступлению;
– иная оперативная работа сотрудников уголовного розыска по имеющимся приметам или кличкам.
Эффективность расследования данной категории дел во многом зависит от результативности именно первоначального этапа работы по уголовному делу с обязательным составлением подробного плана расследования. 1
1. В случае, когда по результату осмотра места происшествия, показаниям потерпевших и свидетелей установлены факты-признаки, указывающие на совершение преступления несовершеннолетними, но ни один из подростков не установлен и не задержан, необходимо провести следующие действия:
- допросить потерпевшего (обязательно уточнить, не остались ли на виновном, его одежде какие-либо следы, повреждения);
- организовать преследование «по горячим следам» и поиск несовершеннолетних в местах возможного их пребывания;
-
выявить и допросить свидетелей-очевидцев;
-
с целью сбора информации необходимо подготовить субъективный портрет преступника и ориентировки;
-
направить отдельное поручение сотрудникам уголовного розыска по территориальности совершенного преступления с целью обнаружения подозреваемых в местах обычного пребывания подростков или мест реализации предметов посягательства;
- организовать выезд с потерпевшим на место происшествия и произвести осмотр.
2. Задержан один из подростков, принимавших участие в совершении группового преступления, а остальным удалось скрыться, и личности их не установлены:
-
произвести осмотр места происшествия;
-
допросить потерпевшего;
-
допросить свидетелей;
- допросить подозреваемого по обстоятельствам дела и о соучастниках;
-
произвести опознание подозреваемого потерпевшим и свидетелями;
-
произвести у подозреваемого обыск;
-
при возникновении существенных противоречий в показаниях задержанного подозреваемого и потерпевшего необходимо провести очную ставку;
-
проверить алиби подозреваемого;
-
разработать план по установлению соучастников, их розыску и задержанию;
-
ориентировать личный состав органов внутренних дел (патрульно-постовую службу, участковых инспекторов, оперуполномоченных, инспекторов отделов профилактики правонарушений несовершеннолетних и т. д.) на розыск и задержание скрывшихся преступников.
3. Когда задержан один из подростков, принимавших участие в групповом преступлении, а остальным удалось скрыться, но их личности известны:
-
допросить подозреваемого; выяснить, где могут находиться соучастники;
-
произвести обыски по месту жительства подозреваемого и скрывшихся соучастников с целью обнаружения предметов посягательства, орудий преступления, документов, предметов одежды и др.;
-
разработать план по установлению родственников, друзей и знакомых несовершеннолетних преступников;
-
организовать розыск скрывшихся соучастников в местах обычного пребывания подростков (в частности, по признакам словесного портрета и кличкам);
-
принять меры по задержанию соучастников.
4. Все несовершеннолетние участники преступления задержаны, но их роли в совершенном противоправном деянии не ясны:
- собрать характеризующие данные о личности каждого из задержанных и сопоставить с уже известными действиями каждого из них в ходе преступления;
- произвести обыски по месту жительства задержанных подозреваемых с целью обнаружения предметов посягательства, орудий преступления, документов, предметов одежды;
-
пользуясь схемой места происшествия, разработать тактику допросов задержанных подростков и их очередность;
-
доказать конкретную роль каждого участника группы;
-
провести опознание;
-
направить отдельные поручения органам дознания на выявление возможных взрослых подстрекателей, пособников и соисполнителей;
-
установить свидетелей среди товарищей правонарушителей.
Первый алгоритм характеризуется тем, что неотложные следственные действия могут начинаться с допросов заявителя, потерпевшего, свидетелей-очевидцев или осмотра места происшествия. Выявленные свидетели должны быть незамедлительно допрошены. Неотложность такого следственного действия, как допрос свидетелей-очевидцев, диктуется необходимостью.
Таким образом, выдвижение следственных версий и знание алгоритма действий следователя при расследовании преступлений несовершеннолетних позволяет получить сведения для установления, обнаружения и задержания несовершеннолетних преступников «по горячим следам», а также обнаружить не только следы преступления, но и иные следы, имеющие отношения к делу.
- Международный институт экономики и права
- Выпускная квалификационная работа
- Международный институт экономики и права
- Задание на выпускную квалифицированную работу студентки
- Утверждаю
- Глава 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- Глава 2. Организационные особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними
- Глава 3. Организационно-тактические особенности производства отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних
- Содержание
- Глава 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних 9
- Глава 2. Организационные особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними 27
- Глава 3. Организационно-тактические особенности производства отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних 51
- Введение
- Глава 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- 1.1 Общие положения криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних
- 1.2. Типичные криминалистические значимые признаки преступной деятельности групп несовершеннолетних
- Глава 2. Организационные особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними
- 2.1. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам несовершеннолетних
- 2.2. Следственные ситуации, версии и алгоритм действий следователя, дознавателя при расследовании преступлений несовершеннолетних
- 2.3. Взаимодействие следователя, дознавателя с органом дознания и другими структурами овд
- Глава 3. Организационно-тактические особенности производства отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних
- 3.1. Особенности проведения допросов и очных ставок
- 3.2. Особенности производства иных следственных действий с участием несовершеннолетних
- Заключение
- Список использованных источников и литературы Нормативные акты
- Материалы практики
- Научная литература
- 3 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 n 63-фз (ред. От 19.12.2016).