logo
Преступления Д

2.3. Взаимодействие следователя, дознавателя с органом дознания и другими структурами овд

Нераскрытые преступления оставляют у преступника ощущение в безнаказанности его поступков, что влияет на отношение граждан и общества в целом к закону и лицам, занимающимся раскрытием и расследованием преступлений. В ходе расследования преступлений неоценимое значение имеет тесное взаимодействие сотрудников подразделений органов внутренних дел, от которого зависит достижение конечного результата расследования. Характеризуя сущность взаимодействия подразделений органов внутренних дел, необходимо отметить, что оно предполагает совместные усилия в раскрытии и расследовании преступлений путем сочетания методов и средств, присущих этим подразделениям, при четком распределении их полномочий.

Правильно организованное сотрудничество соответствует требованиям уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства, в том числе обеспечивает соблюдение законности; сохраняет руководящую роль следователя; предусматривает совместное планирование всех следственно-оперативных действий, взаимный доверительный обмен информацией о ходе выполняемых действий и достигнутых результатах, единство поставленной цели, компетентность и высокий профессионализм привлекаемых к расследованию сотрудников органов внутренних дел.

К основным формам взаимодействия следователя с органами дознания можно отнести:

Таким образом, взаимодействие подразделений органов внутренних дел в процессе расследования преступлений несовершеннолетних можно определить как объективно необходимую, основанную на требованиях законодательства деятельность подразделений органов внутренних дел, направляемую следователем и реализуемую в пределах своей компетенции сотрудниками подразделений, осуществляющих дознание, оперативно-розыскную деятельность, отдельные процессуальные действия, в целях раскрытия и расследования преступления.

Оперативная обстановка в Росси за последние 3-5 лет складывается таким образом, что количество уголовно-наказуемых деяний, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии снизилось незначительно, несмотря на принимаемые меры профилактического характера. Так, согласно данным МВД России за период январь - октябрь 2014 года зарегистрировано 1835,4 тыс. преступлений, или на 1,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, раскрыто 991,7 тыс. преступлений (‑4,9%), в том числе 465 тыс. – следствие по которым обязательно (‑6,9%) и 526,7 тыс. – следствие по которым необязательно (‑3,0%). Каждое двадцать первое (4,8%) расследованное преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии. За аналогичный период 2013 года каждое двадцатое (4,9%) расследованное преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии. 1

Предупреждение преступлений среди несовершеннолетних – важное направление профилактической деятельности органов внутренних дел, так как противоправное поведение подростков не только влияет на общеуголовную преступность в настоящее время, но и во многом определяет преступность будущего, в связи с чем, особое внимание следует уделять правильному выбору организации этой работы. Несмотря на то, что доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии в общей статистике невелика, работа по профилактике преступности среди подростков и молодежи отводится важное место. Так, осуществление профилактической деятельности в их среде регулируется Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»2, что подчеркивает особую роль именно данного направления предупреждающей деятельности.

В ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указаны основные задачи органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, среди которых:

Деятельность по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних основывается на принципах:

- законности, т.е. неукоснительного соблюдения требований Конституции РФ, законов и подзаконных актов;

- демократизма, т.е. простоты и доступности в обращении с окружающими;

- гуманного обращения с несовершеннолетними, т.е. проявления человечности и отзывчивости в обращении с ними;

- поддержки семьи и взаимодействия с ней, т.е. проведения комплекса мероприятий по выведению семьи из социально опасного положения1 (Семья, находящаяся в социально опасном положении - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обя­занностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требо­ваниям к его воспитанию или содержанию).2

- индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, т.е. достижение психологического контакта с несовершеннолетним, доверительных отношений с ним и неразглашение полученной от него информации другим лицам, за исключением случаев, когда это может нанести вред здоровью или жизни граждан, а также повлечь за собой иные тяжкие последствия;

- государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Такая поддержка может заключаться в материальной, методической, кадровой помощи, принятии нормативных актов, регулирующих вопросы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений сре­ди несовершеннолетних и облегчающих такую деятельность;

- обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

На практике профилактическая деятельность реализуется в двух основных формах – процессуальной и непроцессуальной (индивидуальные профилактические беседы с несовершеннолетними, доклады, лекции в образовательных учебных заведениях, общественных организациях и объединениях, использование коммуникационных возможностей средств массовой информации).

Процессуальная форма профилактической деятельности следователя (дознавателя) сводится к установлению в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и принятию мер по их устранению. По делам о преступлениях, совершённых несовершеннолетними, к таким обстоятельствам, прежде всего относят условия и причины формирования у несовершеннолетнего антиобщественных взглядов и привычек, преступного намерения и его реализации, а также условия, которые способствовали преступному деянию, облегчили реализацию преступного замысла.

Важная роль в профилактической работе отводится непроцессуальным формам деятельности по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Их выбор может быть обусловлен: материалами уголовного дела; обстановкой совершенного преступления; обстоятельствами, сложившимися на момент принятия решения профилактического характера; особенностями личности несовершеннолетнего и другими факторами.

Публичное общение с обществом, в том числе и с подростковой аудиторией, позволяет решать профилактические задачи при помощи прямого контакта, что даёт более эффективное воздействие, поскольку данная форма реагирования на обстоятельства, обусловившие совершение преступления, несет в себе не только информационно-управленческий, но и воспитательно-просветительский, психологический и коммуникативный характер. Нужно добиться того, чтобы подростки понимали необратимость последствий преступного поведения как для себя лично, так для своих родителей и общества в целом.

В ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определены субъекты, входящие в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

- органы управления социальной защитой населения;

- органы, осуществляющие управление в сфере образования;

- органы опеки и попечительства;

- органы по делам молодежи;

- органы управления здравоохранением;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел;

- органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции). 1

Взаимодействие сотрудников органов внутренних дел с иными субъектами системы профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних строится на основе совместных программ, приказов, планов и мероприятий.

В сфере предупреждения преступлений среди несовершеннолетнего не мало важного значения имеет взаимодействие различных служб и подразделений органов внутренних дел между собой. Это объясняется особым положением органов внутренних дел в системе иных субъектов профилактики, которое определяется разнообразием и широтой их компетенции, обширным спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, административной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности по борьбе с преступлениями, наличием в структуре разных служб и подразделений. 1

Подобное взаимодействие позволит обеспечить согласованное применение сил и средств различных государственных структур и общественных организаций в единой системе органов профилактики по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.