logo
Лекции МЧП

1. Дееспособность и правоспособность иностранных граждан

В аспекте МЧП Российской Федерации вопрос о право- и дееспособности возникает либо применительно к иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, либо применительно к российским гражданам, пребывающим за рубежом.

Прежде чем вести речь о коллизионных привязках, формулирующих выбор права при определении право- и дееспособности, нужно четко определить, что включает в себя понятия «иностранные граждане» и «лица без гражданства». В соответствии с Федеральным Законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» к иностранным гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному государству. К лицам без гражданства предъявляются два требования: 1) чтобы они не были гражданами РФ и 2) не принадлежали к иностранному государству.

Понятие «иностранные лица» содержится также в Федеральном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Для целей регулирования внешнеторговой деятельности этим понятием применительно к физическим лицам обозначаются лица, не имеющие постоянного или преимущественного места жительства на территории Российской Федерации и не зарегистрированные в качестве предпринимателей.

Совокупность прав, свобод и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства в стране пребывания образуют их правовой статус. Правовой статус физических лиц зависит от:

Статус физических лиц в МЧП практически полностью подчиняется законодательству места пребывания. В зависимости от характера правоотношений на физических лиц может распространяться и действие законодательства государства их гражданства или места их постоянного жительства, и дву- и многосторонние международные соглашения. Проанализируем российское законодательство в вопросе определения право- и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранцы и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Такое положение закреплено в российском законодательстве и выражает принцип национального режима. Однако закон закрепляет возможность устанавливать изъятия из этого принципа. Такие изъятия содержатся во многих российских законах и касаются возможности для иностранцев или занимать некоторые должности, или иметь определенные права (в том числе, имущественные). Так, например, иностранцы не могут быть судьями, прокурорами, они не могут занимать должности в органах государственной власти и управления, капитанами морских и воздушных судов, работать на определенных объектах, связанных с безопасностью страны.

Гражданская правоспособность иностранцев определяется их личным законом (ранее российским законодательством), также как и их гражданская дееспособность определяется личным законом за исключением некоторых изъятий, установленных законодательством. Это значит, что вопросы, определяющие способность человека вступать в брак, приобретать собственность, осуществлять трудовую деятельность, совершать различного рода сделки, регулируются по праву государства, гражданином которого является иностранец (или по праву его места жительства). Для лиц без гражданства гражданская дееспособность устанавливается по праву постоянного места жительства.

Как отмечалось выше, в российском законодательстве определены ситуации, при которых гражданская дееспособность иностранцев и лиц без гражданства будет определяться не личным законом, а только по российскому праву. Во-первых, это касается сделок, совершаемых иностранцами (лицами без гражданства) на территории РФ, если вторая сторона не знала и не могла знать об отсутствии у лица полной дееспособности. Это означает, что иностранец заключая в России договор мены, купли-продажи, залога, займа и другие сделки, не может впоследствии оспаривать их действительность, ссылаясь на то, что в момент заключения сделки он не достиг установленного законодательством государства, гражданином которого он является, соответствующего возраста или были выявлены какие-либо другие препятствия для участия в сделке. Во-вторых, российский законодатель подчинил российскому праву решение вопросов о признании в РФ иностранцев или лиц без гражданства ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими и объявлении их умершими.