VII. Методические рекомендации студентам
Учебная дисциплина «Авторское право» изучается студентами дневной формы обучения в течение одного семестра. Изучение дисциплины осуществляется в соответствии с методическими указаниями, действующей программой учебной дисциплины, нормативными актами и учебной литературой.
К самостоятельной работе студента по дисциплине «Авторское право» относится подготовка к практическим занятиям, повторение лекционного материала, подготовка к зачету.
При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется использовать лекции, а также учебную и периодическую литературу, как предложенную в настоящем комплексе, так и найденную студентами самостоятельно. При работе рекомендуется использование различных информационно-правовых программ (Консультант Плюс, Гарант).
Студенту предлагается творчески переработать изученный самостоятельно материал, изучить судебную практику по данной категории законодательства.
Подготовка к зачету должна осуществляться на основе лекционного материала, нормативных правовых актов с обязательным обращением к основным учебникам по курсу. Это исключит ошибки в понимании материала, облегчит его осмысление, прокомментирует материал многочисленными примерами.
Семинар как элемент системы учебных занятий в высшей школе выступает необходимым фактором в становлении профессиональной социализации будущих юристов. Именно поэтому в структуре курса немало часов посвящено именно этой форме учебного процесса, так как семинар представляет собой особую форму организации творческой, самостоятельной работы студентов и проверки результатов их познавательной деятельности.
Семинарские занятия по изучению курса «Авторское право» предусмотрены для студентов очной формы обучения специальности «Юриспруденция» в объеме 20 часов.
Основная цель проведения таких мероприятий - закрепление теоретических знаний, активизация работы студентов в ходе изучения дисциплины, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умения работать с научной и учебной литературой, аргументировано обосновывать свои решения.
Методически семинар может включать в себя несколько этапов. В качестве первого можно назвать заслушивание докладов, подготовленных студентами по тематике курса «Авторское право». Тематику докладов и выступлений преподаватель предлагает предварительно. Для доклада отводится время до 15 минут, для выступления 5-7 минут.
Второй этап предусматривает проведение тестов в ходе семинарских занятий. Особое внимание предполагается уделить работе с нормативным материалом как международного, так и законодательства РФ.
Третий этап заключается в выступлениях студентов по вопросам семинара (как правило, не семинар не должно выносится более 5-6 вопросов); дискуссия по каждому вопросу, в которой принимает участие как выступавший студент, так и сокурсники; анализ ответа, качественная оценка ответа и дополнения.
Завершающим этапом семинара должно быть подведение итогов работы студентов и преподавателя.
В зависимости от дидактических целей, преподавателем может быть выбран один из следующих типов семинарских занятий:
- занятия по изучению нового учебного материала и совершенствованию приемов самостоятельной научной деятельности;
- занятия по обобщению и систематизации знаний и умений;
- занятия по проверке уровня овладения системой теоретических знаний и профессиональных умений, коррекции знаний и умений.
Текущий контроль должен носить индивидуальный, систематический, разнообразный, всесторонний, объективный и дифференцированный характер. Текущий контроль также должен осуществляться при организации самостоятельной работы обучающихся. В учебном процессе могут использоваться следующие формы текущего контроля успеваемости студентов:
при организации лекции: проблемные вопросы, тестовые задания и опросы, проблемные ситуации, проверка конспектов, систематическое наблюдение, учебная дискуссия, задания для самопроверки и др.
при проведении семинара: опрос, диспут, комментированное чтение рекомендованных источников, контрольная письменная работа, доклад, реферат, сообщение, проблемные учебные вопросы, вопросно-ответная или групповая беседа, тестовые задания и опросы, самооценка, отчет по заданию, проблемная ситуация, коллоквиум, дискуссия, рейтинг, проверка конспектов, комплексная проверка знаний, индивидуальный или групповой опрос, задании для самопроверки и др.
при проведении консультаций: вопросно-ответная форма, систематическое наблюдение, индивидуальный или групповой опрос, задания для самопроверки, рейтинг, индивидуальная или групповая беседа и др.
при организации и проведении круглого стола: учебные задачи, проблемные вопросы, доклады, рефераты, сообщения, научная дискуссия, комплексная проверка знаний, навыков, умений.
при организации самостоятельной работы: собеседование, отчет по заданию, упражнения на самостоятельность мышления, контрольная проверочная работа, собеседование, задания и поручения, работа с книгой и периодической литературой, написание рефератов, подготовка докладов, индивидуальная или групповая беседа, проверка конспекта, индивидуальный или групповой самоконтроль, систематической наблюдение, самооценка, задания для самопроверки, публичная защита проектов и др.
После изучения разделов, указанных в тематическом плане, следует проводить проверку полученных знаний. Это позволяет студентам оценить свои знания и выявить наиболее слабые места, а преподавателю помогает определить те вопросы, которые чаще всего не усваиваются студентами, чтобы в дальнейшем устранить недочеты.
Преподаватель обязан поддерживать свой уровень знаний, поэтому должен знакомиться со всеми новинками в литературе по теории организации, доводя сведения о них до студентов.
Необходимо предварительно проверять учебную литературу, рекомендуемую студентам, на предмет соответствия государственному стандарту, современным условиям жизни, ясности изложения.
- Авторское право
- II. Содержание программы
- Тема 1. Правовая природа интеллектуальной собственности
- Тема 2. Исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
- Тема 3. Общие положения авторского права
- Тема 4. Объекты авторских правоотношений
- Тема 5. Субъекты авторских правоотношений
- Тема 6. Правовое регулирование договоров в авторских правоотношениях
- Тема 7. Авторское право в Интернете
- Тема 8. Правовое регулирование смежных прав
- Тема 9. Защита авторских и смежных прав
- III. Список основных нормативно-правых актов
- IV. Список основной литературы
- V. Список дополнительной литературы
- VI. Методические рекомендации преподавателям
- VII. Методические рекомендации студентам
- VIII. Задания для практических занятий Задания для студентов очной формы обучения
- Тема 3. Общие положения авторского права
- Тема 4. Объекты авторских правоотношений
- Тема 5. Субъекты авторских правоотношений
- Тема 6. Правовое регулирование договоров в авторских правоотношениях
- Тема 8. Правовое регулирование смежных прав
- Тема 9. Защита авторских и смежных прав
- IX. Перечень примерных вопросов к зачету
- X. Перечень примерных тем для дипломных работ
- XI. Глоссарий
- Содержание