44.Право на фирменное наименование.
Под фирменным наименованием (фирмой) понимается то наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди иных участников гражданского оборота.
К фирменному наименованию закон предъявляет ряд требований. Прежде всего, в соответствии с принципом истинности наименование предпринимателя должно правдиво отражать правовое положение, т. е. должно содержать указания на организационно-правовую форму предприятия, в необходимых случаях на его тип, профиль деятельности, личность владельца (имена, наименования их участников). Указание на организационно-правовую форму юридического лица дает знать участникам оборота об основных признаках организации — является ли она коммерческой или некоммерческой, как строится ее ответственность и т. д.
Кроме того, фирменное наименование должно обладать отличительными признаками, которые не допускали бы смешения одной фирмы с другой, т. е. должно быть новым и отличным от уже используемых наименований.
Фирменное наименование остается неизменным в течение всего времени, пока владеющий им предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус. Произвольное изменение фирменного наименования не допускается.
Выделяют две части фирмы: основную (корпус фирмы), и вспомогательную (произвольную). Корпус фирмы, являющийся обязательной частью фирменного наименования, содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях и на другие его характеристики. Например, обязательное включение в наименование указания на характер деятельности установлено для тех юридических лиц, которые в силу закона должны обладать специальной правоспособностью. Соответственно в наименовании такого лица требуется указать на специфические виды деятельности — банковскую, страховую, биржевую и др.
К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательным добавлением является специальное наименование предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. В этом качестве чаще всего выступают различные условные обозначения в виде оригинальных слов, имен собственных, географических названий и т. п. Другие добавления, включая сокращенные наименования фирмы, относятся к числу факультативных и могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца.
Право на фирму охраняется на всей территории России, а , также в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране - промышленной собственности во всех странах, являющихся участницами данной Конвенции. Таким образом, рассматриваемое право имеет экстерриториальную сферу охраны, выходящую за рамки национальных границ.
Защита, способы защиты прав на фирменное наименование.
Если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном ГК РФ, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения (ст. 1252 ГКРФ).
В данном случае под частичным запретом на использование понимается: в отношении фирменного наименования — запрет на его использование в определенных видах деятельности.
Способы защиты в зависимости от области правоотношений могут быть гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые. Способы защиты также могут существовать в двух формах: юрисдикционной и неюрисдикционной.
Особенностью защиты прав на средства индивидуализации можно назвать то, что осуществляется она в основном в юрисдикционной рамках. Административно-правовая защита нарушенных или оспариваемых прав сводится к возможности подачи против регистрации товарного знака или наименования места происхождения товара жалобы в Апелляционную палату Роспатента с правом последующего обжалования принятого по возражению решения в Высшую патентную палату и в суд. Правообладатель также может обратиться с заявлением о нарушении правил добросовестной конкуренции в территориальный антимонопольный орган, либо подать жалобу в вышестоящий орган организации-нарушителя, если таковой у последней имеется.
Что касается гражданско-правовых способов защиты прав на средства индивидуализации участников гражданского оборота то эти способы в основном совпадают с общими для всех случаев защиты исключительных прав. Прежде всего, правообладатели, права которых оспариваются или не признаются третьими лицами, могут требовать официального признания своих прав на соответствующие средства индивидуализации. Такого рода споры обычно возникают при реорганизации юридических лиц путем их разделения или выделения.
Наиболее распространенным способом защиты, вытекающим из нарушения рассматриваемых прав, является требование о прекращении незаконного использования фирменного наименования, товарного знака или наименования места происхождения товара, которое часто сопровождается требованием об удалении с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака (наименования места происхождения товара) или обозначения, сходного с ним до степени смешения. Если сделать это невозможно без причинения существенного вреда товару, по смыслу закона, потерпевший может требовать уничтожения самого товара.
По общему правилу гражданского права, в тех случаях, когда вследствие незаконного использования чужого средства индивидуализации у его обладателя возникли убытки, он имеет право на их возмещение в полном объеме.
- 31.Патентные поверенные.
- 32.Право преждепользования на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Принудительная лицензия на изобретение, полезную модель или промышленный образец
- 34.Форма и государственная регистрация договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель и промышленный образец.
- 35.Изобретение, полезная модель и промышленный образец, созданные в связи с выполнением служебного задания или при выполнении работ по договору
- 36.Особенности правовой охраны и использования секретных изобретений. Защита прав авторов и патентообладателей.
- Раздел VII. Защита прав патентообладателей и авторов
- 37.Интеллектуальные права на селекционные достижения. Объекты интеллектуальных прав на селекционные достижения. Условия охраноспособности селекционного достижения.
- 38.Права на топологию интегральной микросхемы. Срок действия исключительного права на топологию. Государственная регистрация топологии интегральной микросхемы.
- 39.Служебная топология. Топология, созданная при выполнении работ по договору.
- 40.Исключительное право на секрет производства. Действие исключительного права на секрет производства.
- 41.Договор об отчуждении исключительного права на секрет производства. Лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства.
- 42.Служебный секрет производства. Секрет производства, полученный при выполнении работ по договору. Ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства.
- 43.Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
- 44.Право на фирменное наименование.
- 45.Право на товарный знак и право на знак обслуживания. Срок действия исключительного права на товарный знак. Государственная регистрация товарного знака. Свидетельство на товарный знак.
- Статья 1488. Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак
- Статья 1489. Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака
- Статья 1515. Ответственность за незаконное использование товарного знака
- 47.Особенности правовой охраны общеизвестного и коллективного товарного знака.
- 48.Право на наименование места происхождения товара. Государственная регистрация наименования места происхождения товара.
- 49.Право на коммерческое обозначение. Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак. Статья 1538. Коммерческое обозначение
- Статья 1539. Исключительное право на коммерческое обозначение
- Статья 1540. Действие исключительного права на коммерческое обозначение
- Статья 1541. Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак
- 50.Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии. Вознаграждение за право на технологию. Общие условия передачи права на технологию.