logo
право интел

44.Право на фирменное наименование.

Под фирменным наименованием (фирмой) понимается то на­именование, под которым предприниматель выступает в граж­данском обороте и которое индивидуализирует его среди иных участников гражданского оборота.

К фирменному наименованию закон предъявляет ряд требова­ний. Прежде всего, в соответствии с принципом истинности на­именование предпринимателя должно правдиво отражать право­вое положение, т. е. должно содержать указания на организаци­онно-правовую форму предприятия, в необходимых случаях на его тип, профиль деятельности, личность владельца (имена, на­именования их участников). Указание на организационно-право­вую форму юридического лица дает знать участникам оборота об основных признаках организации — является ли она коммерче­ской или некоммерческой, как строится ее ответственность и т. д.

Кроме того, фирменное наименование должно обладать от­личительными признаками, которые не допускали бы смешения одной фирмы с другой, т. е. должно быть новым и отличным от уже используемых наименований.

Фирменное наименование остается неизменным в течение всего времени, пока владеющий им предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус. Произвольное измене­ние фирменного наименования не допускается.

Выделяют две части фирмы: основную (корпус фирмы), и вспомогательную (произвольную). Корпус фирмы, являющийся обязательной частью фирменного наименования, содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях и на другие его характеристики. Например, обязательное включение в на­именование указания на характер деятельности установлено для тех юридических лиц, которые в силу закона должны обла­дать специальной правоспособностью. Соответственно в на­именовании такого лица требуется указать на специфические виды деятельности — банковскую, страховую, биржевую и др.

К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, эле­менты которой подразделяются на обязательные и факульта­тивные. Обязательным добавлением является специальное на­именование предприятия, его номер или иное обозначение, не­обходимое для отличия одних предприятий от других. В этом качестве чаще всего выступают различные условные обозначе­ния в виде оригинальных слов, имен собственных, географиче­ских названий и т. п. Другие добавления, включая сокращен­ные наименования фирмы, относятся к числу факультативных и могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца.

Право на фирму охраняется на всей территории России, а , также в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране - промышленной собственности во всех странах, являющихся участницами данной Конвенции. Таким образом, рассматри­ваемое право имеет экстерриториальную сферу охраны, выходя­щую за рамки национальных границ.

Защита, способы защиты прав на фирменное наименование.

Если различные средства индивидуализации (фир­менное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождест­ва или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуа­лизации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, ус­тановленном ГК РФ, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку об­служивания) либо полного или частичного запрета на исполь­зование фирменного наименования или коммерческого обозна­чения (ст. 1252 ГКРФ).

В данном случае под частичным запретом на использование понимается: в отношении фирменного наименования — запрет на его использование в определенных видах деятельности.

Способы защиты в зависимости от области правоотношений могут быть гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые. Способы защиты также могут существо­вать в двух формах: юрисдикционной и неюрисдикционной.

Особенностью защиты прав на средства индивидуализации можно назвать то, что осуществляется она в основном в юрис­дикционной рамках. Административно-правовая защита нару­шенных или оспариваемых прав сводится к возможности подачи против регистрации товарного знака или наименования места происхождения товара жалобы в Апелляционную палату Роспа­тента с правом последующего обжалования принятого по возра­жению решения в Высшую патентную палату и в суд. Правооб­ладатель также может обратиться с заявлением о нарушении правил добросовестной конкуренции в территориальный анти­монопольный орган, либо подать жалобу в вышестоящий орган организации-нарушителя, если таковой у последней имеется.

Что касается гражданско-правовых способов защиты прав на средства индивидуализации участников гражданского оборота то эти способы в основном совпадают с общими для всех слу­чаев защиты исключительных прав. Прежде всего, правооблада­тели, права которых оспариваются или не признаются третьими лицами, могут требовать официального признания своих прав на соответствующие средства индивидуализации. Такого рода споры обычно возникают при реорганизации юридических лиц путем их разделения или выделения.

Наиболее распространенным способом защиты, вытекаю­щим из нарушения рассматриваемых прав, является требование о прекращении незаконного использования фирменного на­именования, товарного знака или наименования места проис­хождения товара, которое часто сопровождается требованием об удалении с товара или его упаковки незаконно используемо­го товарного знака (наименования места происхождения това­ра) или обозначения, сходного с ним до степени смешения. Ес­ли сделать это невозможно без причинения существенного вре­да товару, по смыслу закона, потерпевший может требовать уничтожения самого товара.

По общему правилу гражданского права, в тех случаях, когда вследствие незаконного использования чужого средства индиви­дуализации у его обладателя возникли убытки, он имеет право на их возмещение в полном объеме.