Лекция 14 Управление и государственное регулирование развития свободных экономических зон
План
1.Понятие и виды свободных экономических зон (СЭЗ)
2.Предпосылки и цели создания СЭЗ
3.Государственное регулирование деятельности СЭЗ
В Законе Украины «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» приводится такое определение: “Спеціальна (вільна) економічна зона уявляє собою частину території України, у якій встановлюються і діють спеціальний правовий режим економічної діяльності і порядок застосування та дії законодавства України. На території спеціальної (вільної) економічної зони впроваджуються пільгові, митні, валютно-фінансові, податкові та інші умови економічної діяльності національних та іноземних юридичних та фізичних осіб”.
В мировой практике существуют разные подходы к определению СЭЗ и их классификации. Анализ определений разных авторов позволяет выделить то общее, что их объединяет: специальная (свободная) экономическая зона – это территория государства, на которой устанавливаются налоговые, таможенные, финансовые льготы административного характера с целью привлечения дополнительных инвестиционных средств для создания новых рабочих мест или реструктуризации действующих предприятий.
Ряд авторов предлагает классифицировать СЭЗ по разным критериям. Анализируя эти классификации, можно выделить четыре, наиболее широко распространенные в мировой практике:
1) внешнеторговые зоны; 2) научно-технические зоны (технополисы и технопарки); 3) оффшорные зоны.
Предпосылками создания СЭЗ являются:
-политическая стабильность в стране и в регионах создания СЭЗ;
-стабильная законодательная база;
-наличие или создание эффективной структуры административного управления СЭЗ;
-хорошо развитая инфрастуктура;
-природно-географические условия;
-наличие трудовых ресурсов и научный потенциал;
-соседние страны.
При создании СЭЗ следует учитывать преимущества для иностранного капитала и выгоды для национальной экономики и экономики региона.
Управление функционированием СЭЗ осуществляется на двух уровнях. Один уровень - это государственное регулирование развития СЭЗ, другой – управление непосредственно на местах.
Органами управления СЭЗ независимо от их типа являются:
а) местные Советы народных депутатов и местные государственные администрации в пределах своих полномочий;
б) орган хозяйственного развития и управления СЭЗ.
Вопросы для самопроверки
1.Понятие и сущность СЭЗ.
2.Виды СЭЗ, их характеристика.
3.Экономические цели создания СЭЗ.
4.Научно-технические цели создания СЭЗ.
5.Социальные цели создания СЭЗ.
Литература: [2, 4, 5, 13, 16, 18, 19, 25].
- Лекция 1 Теоретические основы государственного регулирования экономики
- Лекция 2 Методологические основы государственного регулирования экономики
- Лекция 3 Система макроэкономических показателей и их применение в грэ
- Лекция 4 Финансово – кредитное регулирование экономики
- Лекция 5 Государственное регулирование цен и инфляции
- Лекция 6 Государственное регулирование развития промышленного производства
- Лекция 7 Предпринимательство как объект государственного регулирования
- Лекция 8 Государственное регулирование развития апк
- Лекция № 9 Антимонопольная политика государства
- Лекция 10 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Лекция № 11 Государственное регулирование структурных сдвигов и инвестиционной деятельности
- Лекция 12 Государственное регулирование развития науки и техники
- Лекция 13 Государственное регулирование развития регионов
- Лекция 14 Управление и государственное регулирование развития свободных экономических зон
- Лекция 15 Государственное регулирование природоохранной деятельности
- Лекция 16 Государственное регулирование рынка труда и занятости населения
- Лекция № 17 Государственное регулирование уровня жизни населения
- Лекция 18 Государственное регулирование развития социальной сферы