100.Понятие и признаки правового государства. Проблемы его становления в рф.
В процессе становления правового общества начинают меняться подходы во взаимоотношениях государства и человека. Эти изменения проявляются в юридической регламентации статусов как отдельной личности, так и государства. Теперь уже человек, его права и свободы должны стоять на первом месте, а правовой режим с его ограничительными функциями должен действовать преимущественно для государства.
Правовое государство характеризуется тем, что:
1) в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;
2) основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;
3) в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.
Правовое государство — государственная власть ограничена правом.
Выделяют следующие признаки правового государства:
1) народный суверенитет;
2) верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;
3) правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.
Основы для формирования правового государства: 1) политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов; 2) экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.); 3) социальнаяоснова, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав; 4) нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.
Принципы правового государства:
1) верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;
2) разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;
3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;
4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;
5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.
становления правового государства в современной России
В ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закреплено, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления». Несмотря на то, что в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже есть в России - это пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.
Подлинное правовое демократическое государство означает, что граждане воспринимают себя хозяевами жизни, активными участниками управления общественными и государственными делами. Правовое государство это одна из наиболее совершенных форм взаимоотношения гражданина и государства, где последнее должно действовать в правовых рамках, управляться законом, правами человека. Однако, в постсоветской России взаимоотношения между обществом и государством были неоднозначными. Вот охарактеризовал их английский политолог, специалист по России Ричард Саква: «Между гражданским обществом и государством возникла относительно автономная властная структура, режим особого типа, независимый от гражданского общества, но паразитирующий на государстве. Режим пользовался возможностями государства, но был свободен от ответственности перед народом».[4] Взаимопониманию до сих пор мешает коррумпированность власти и пассивность общества.
Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом и не может стать результатом чистого законодательства. Весь процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.
В России большинство населения, понимая необходимость неких общих правил, готовы соблюдать законы, но только при условии соблюдения законов представителями органов власти. Однако, российская практика последних лет свидетельствует о грубейших нарушениях российского законодательства чиновниками различных рангов, проявляющиеся в появлении «оборотней в погонах», коррупционных скандалов, затрагивающих все органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Специалисты различают три вида правосознания: гражданское, этатистское и собственно «правовое». По данным социологических исследований более половины граждан современной России обладают гражданским правосознанием, около одной трети - этатистским, одна пятая - «правовым».[5]
Для гражданского правосознания характерно формальное признание принципов правового государства на фоне правового нигилизма и неправомерного общественного поведения. Это правосознание исходит из того, что нормы права выше закона, из которых сам закон черпает обязательную силу. Однако нормы такого положительного права помимо закона и обычая могут формироваться не только законами и обычаями, но и путем общественного провозглашения. Такой экстраординарный источник права активизируется в нестабильных политических ситуациях, когда нормы, провозглашенные небольшой группой или даже отдельным лидером, соответствуют общественному правосознанию.
Для людей с этатистским правосознанием ярко выражено стремление к патернализму, ожидание постоянной помощи со стороны государства в решении не только жизненно важных, но и приватных проблем. Они постоянно перекладывают ответственность за свою судьбу на государство. Этатистское правосознание основано на традиционном представлении о праве, согласно которому право есть не что иное, как продукт воли государства, предписание государственной власти. Такое правосознание признает любой закон, изданный государством (даже если он не соответствует наличной системе права), в качестве обязательного для исполнения предписания.
Для людей с правовым правосознанием характерна ориентация при решении своих проблем, прежде всего на собственные силы, убеждение, что можно самому управлять своей судьбой, спокойное отношение к социальной дифференциации и в целом положительное отношение к «новым русским». Социальная справедливость интерпретируется ими как равенство возможностей. В этом плане их правосознание ближе к западному, среди них больше всего сторонников радикальных рыночных реформ.
Необходимо коренным образом преобразовать социально-экономическую и политическую системы, сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ, устранить социальную почву роста преступности и нарушений законности. Но одновременно нельзя упускать из виду и обширный комплекс мер государственно-правового порядка, без которых достижение этих целей также не может быть обеспечено. Речь идет прежде всего об укреплении российской государственности в самом широком смысле, включая решение запутанных проблем федерализма и национальных отношений, прекращение «войны законов», повышение профессионализма, демократизацию отношений с гражданами.
В правовом государстве власть рассматривается как сила, стоящая на службе у права, главной функцией которой является выполнение законов и соответственно выраженных в них общественных интересов. В сегодняшней же России системы законов как реально действующей силы еще нет. Господствует, зачастую, «указное право», что, в конечном счете, обрекает на беспомощность и унижения и простого человека, и бизнесмена, и политика. Судебная система еще не стала гарантом справедливости, о чем свидетельствует оценка ее деятельности, данная Президентом России в ежегодном послании Федеральному Собранию в 2005 г.: «если часть российского общества будет по-прежнему воспринимать судебную систему как коррумпированную – говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно».[6]
В правовом обществе личность и государство рассматриваются как равные партнеры, в современной же России взаимная ответственность пока только декларируется. «Необязательное» поведение нашего государства порождает цепную реакцию. Российские граждане точно так же начинают относиться и к выполнению своих обязанностей: отказываются от гражданской ответственности, от участия в выборах и референдумах, уклоняются от военной службы, от уплаты налогов, от оплаты за квартиру и за проезд в общественном транспорте и т. д.
Для того чтобы вернуть доверие народа, власть должна доказать свою состоятельность, пойти на кардинальные перемены. Такими шагами может стать существенное сокращение громоздкого государственного аппарата и возложение на чиновников реальной ответственности за осуществление их функциональных обязанностей, расширение сферы гласности в деятельности государственных органов власти, учет опыта становления правового государства в других странах и т. п.
Достижение целей правового государства возможно только при осознании гражданами необходимости отстаивать свои интересы, влиять на политическую власть, осуществлять контроль за ее деятельностью. Важными факторами демократического участия выступают политические условия, способствующие реализации прав и свобод; правовые и материально-экономические основы, формирующие стремление человека к достойной жизни; доступность средств массовой информации, обеспечивающие политическую коммуникацию общества и власти.
Достаточно убедительно высказался в данном контексте известный экономист Евгений Ясин: «либо мы научимся жить в условиях демократии, то есть станем активными и ответственными гражданами, требовательными к органам государственной власти, станем обществом, способным осуществлять контроль за нею, либо нам заказан путь в мир процветающих наций»
- 1. Предмет и метод теории государства и права
- 2.Методология теории государства и права
- 3.Становление, развитие и современное состояние теории права и государства
- 4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих право и государство.
- 5 Общая характеристика власти догосударственного периода
- 6 Общая характеристика социальных норм догосударственного периода
- 7. Особенности современного подхода к вопросу о причинах и формах возникновения государства .
- 8.Основные теории происхождения государства
- 9.Возникновение права. Отличие норм права от обычаев
- 10. Плюрализм в понимании и определении государства. Признаки государства
- 12.Формационный подход к типологии государства: его достоинства и слабые стороны
- 13.Цивилизационный подход к типологии государства: его достоинства и слабые стороны
- 14.Геополитические факторы в развитии государства
- 15.Государственная власть как особая разновидность социальной власти
- 16.Форма государства: понятие и элементы (схемку)
- 18.Форма государственного правления: понятие и виды. Тенденции развития формы правления Российского государства на современном этапе.
- 19. Нетипичные формы правления
- 20 Форма государственного устройства: понятие и виды.
- 21.Политических режим: понятие и виды.
- 23.Демократический режим и проблемы его осуществления в современной России.
- 24.Понятие и содержание функций государства. Функции и задачи государства. Функции отдельных его органов. Классификация функций государства.
- 25. Основные внутренние и внешние функции Российского государства.
- 26.Формы и методы осуществления функций государства.
- 27.Особенности функций Российского государства на современном этапе.
- 28. Механизм государства: понятие и структура.
- 29.Механизм государства и разделение властей. Теория разделения властей.
- 30. Орган государства: понятие, признаки, виды.
- 31. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
- 32.Правопонимание: разные подходы. Понятия и признаки права.
- 33.Особенности нормативистского подхода к праву.
- 34.Теория “Естественного права” как антипод юридического позитивизма.
- 35.Сущность права. Классовая и общесоциальное в сущности права.
- 36. Психологическая теория права.
- 37.Особенности «социологических» теорий права.
- 38.Либерально-юридическая теория права.
- 39.Функции права: понятия и классификация.
- 40.Принципы права: понятия и виды.
- 41.Правовая система общества: понятие и структура. Правовая система рф.
- 42.Романо-германская правовая семья и ее особенности.
- 43.Англосаксонская правовая семья и ее особенности.
- 44.Семья религиозного права.
- 45.Норма права: понятия и признаки .
- 46.Структура нормы права (юридическая, логическая, социологическая)
- 47.Виды норм права.
- 48. Норма и статья нормативно-правового акта. Способы и особенности изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.
- 49. Понятие и виды форм (источников) права и их значение в различных правовых системах.
- 50. Нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды.
- Понятие и признаки нормативно-правового акта
- 51. Закон: понятие, признаки, виды.
- 52. Подзаконные нормативные акты
- 53.Действия нормативно правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 54.Правотворчество: понятие, виды, принципы.
- 1) По субъектам правотворчества:
- 2) По принципу федерализма:
- 3) По юридической силе принимаемых актов:
- 55. Понятие и стадии законодательного процесса и его особенности в рф
- 56. Систематизация законодательства. Инкорпорация, консолидация, кодификация.
- 57. Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизации нормативных актов.
- 58. Понятие системы права и ее признаки.
- 59. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.
- 60.Система права. Отрасль права: понятия и виды. Правовой институт: понятия и виды.
- 61.Соотношение системы права и системы законодательства.
- 62. Частное и публичное право
- 63. Понятия и признаки правовых отношений.
- 64. Состав (элементы) правоотношений. Виды правовых отношений
- 65.Субьекты правоотношений и их виды. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правовой статус личности.
- 66.Содержание правовых отношений. Правомочия, правопритязания, юридические обязанности.
- 67.Обьекты правовых отношений: понятия и виды.
- 68.Понятия и классификация юридических фактов. Юридическая презумпция и фикция, преюдиция.
- 69.Фактический состав: понятие и виды.
- 70.Понятие и формы реализации права.
- 71.Понятие и применение права. Основные требования правильного применения права.
- 72.Субъекты и стадии правоприменительной деятельности.
- 73.Акты применения права: понятия и виды.
- 74.Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права. Правовой вакуум.
- 75.Юридические коллизии и способы их разрешения.
- 76.Толкование норм права: понятия и необходимость
- 77.Способы (приемы) толкование норм права
- 78.Виды толкования норм права по субъектам (официальное и неофициальное толкование)
- 79.Виды толкования норма права по объему (буквальное, ограничительное и распространительное).
- 80.Акты толкования права.
- 81.Понятитя и виды правомерного поведения. Его объективные и субъективные стороны.
- 82.Правонарушения: понятия, признаки, виды.
- 83.Юридический состав правонарушения. Причины правонарушений.
- 84.Злоупотребление правом: понятие и виды.
- 85.Понятия, признаки и виды (формы) государственного принуждения.
- 86.Понятие юридической ответственности. Позитивная и ретроспективная ответственность.
- 87.Виды юридической ответственности. Основания юридической ответственности.
- 88.Правосознание, его понятия, структура.
- 89.Виды правосознания. Взаимодействие правосознания и права.
- 90.Правовая культура: понятие, содержание.
- 91.Правовой нигилизм: понятие, источники, формы выражения, уровни проявления.
- 92.Правовой идеализм и его принципы.
- 93.Понятие, сущность и основные принципы законности.
- 94.Гарантии законности: понятия и виды.
- 95.Правопорядок. Соотношение законности, правопорядка и демократии.
- 96.Государство, право и личность.
- 97.История развитие учения о правовом государстве.
- 98.Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
- 99.Возникновение и развития учения о правовом государстве.
- 100.Понятие и признаки правового государства. Проблемы его становления в рф.
- 101.Соотношение гражданского общества и правового государства.