logo
TGP_ekzamen

Понятие и признаки нормативно-правового акта

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

  1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;

  2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;

  3. имеет официальный характер;

  4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:

  • правовые акты составляют единую законодательную систему общества;

  • содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;

  • имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;

  • имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;

  • его исполнение гарантируется принудительной силой государства. Классификация нормативно-правовых актов

    Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

    1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:

    • государственный орган;

    • общественные организации;

    • народ (референдум).

  • По сфере их распространения:

    • федеральные НПА;

    • акты субъектов РФ;

    • акты муниципальных органов;

    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.

  • По времени их действия:

    • акты, принятые на неопределенное длительное время;

    • акты временные (на определенный период).

  • По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

    По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

    Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

    Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации.

    В зависимости от особенностей правового положения субъекта пра- вотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на: ;

    • нормативные акты государственных органов; *

    • нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);

    • совместные акты (государственных и негосударственных организаций);

    • нормативные акты, принятые в порядке референдума.

    В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

    • общефедеральные;

    • акты субъектов Федерации;

    • акты органов местного самоуправления;

    • локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо

    организации, предприятия, учреждения). В зависимости от срока действия различают:

    • акты неопределенно длительного действия;