Коммерческая концессия.
Договор коммерческой концессии (франчайзинга) - новый для нашего гражданского права. Достаточно широкое распространение этого договора как в зарубежной, так и в отечественной предпринимательской практике привело к необходимости его прямого законодательного закрепления (которое пока отсутствует даже в некоторых развитых правопорядках).
Речь идет о возмездном приобретении одним предпринимателем (пользователем) у другого предпринимателя, обычно - у коммерческой организации со сложившейся, хорошо известной потребителям деловой репутацией (правообладателя), права на использование принадлежащих ему средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, а также охраняемой коммерческой информации (ноу-хау) о технологии соответствующего производства и об оказании консультационной и иной организационной помощи с тем, чтобы товары и услуги пользователя выступали на рынке в таком же виде, как и аналогичные товары и услуги правообладателя.
Таким образом, предприниматель-пользователь в отношениях со своими контрагентами-потребителями выступает под маской правообладателя, оформляя результаты своей деятельности его атрибутикой, давно зарекомендовавшей себя на рынке соответствующих товаров или услуг.
Своим клиентам он старается показать, что они приобретают товар или получают услугу, абсолютно тождественную аналогичным результатам деятельности правообладателя, и по возможности даже подчеркнуть, что эту услугу им фактически оказывает сам правообладатель. В действительности же такой пользователь, оставаясь независимым участником оборота, осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность (хотя и под определенным контролем первоначального правообладателя).
Именно так, например, у нас и в других странах возникли действующие под вывеской известных компаний некоторые предприятия общественного питания (рестораны "Макдоналдс" и "Пицца-Хат"), гостиничного хозяйства (отели "Шератон", "Хилтон", "Холидей-Инн"), другие предприятия сферы обслуживания, производители многих пользующихся спросом потребительских товаров (обуви, одежды, бытовой техники и т.д.), нередко составляющие теперь объединенные соответствующей "вывеской" огромные международные сети производителей или услугодателей.
Все они являются не дочерними компаниями или филиалами правообладателя, а действующими под его вывеской отечественными (национальными) предпринимателями. Франчайзинг касается либо производства и сбыта товаров (Produkt Distribution Franchising), либо оказания услуг (Business Format Franchising). Обычно выделяют такие его разновидности, как производственный франчайзинг, сбытовой франчайзинг и франчайзинг в сфере обслуживания, а иногда также и торговый франчайзинг.
Такие отношения весьма выгодны их участникам. Первоначальный правообладатель расширяет границы своего влияния не только без каких бы то ни было дополнительных затрат (на открытие филиалов, создание совместных или дочерних компаний и т.п.), но и получает прибыль в виде платы от пользователя, а также большие возможности контроля за его производственно-коммерческой деятельностью.
Последний же выходит на сложившийся рынок в форме уже известного, зарекомендовавшего себя потребителям производителя или услугодателя, не неся при этом расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия, но используя сложившийся стабильный спрос на производимые правообладателем товары или оказываемые услуги. Поэтому франчайзинг характеризуют как "удачный союз умной головы (правообладателя) и прилежной посредственности". Вместе с тем здесь возникает проблема защиты интересов потребителя (услугополучателя), которому необходимо обеспечить получение товаров или услуг такого же качества, как и производимых или оказываемых первоначальным правообладателем.
Потребитель не должен страдать от подмены (замены) одного услугодателя другим, использующим чужую вывеску. Кроме того, соглашения участников франчайзинга могут содержать и некоторые условия, по существу, монополистического характера, прямо или косвенно ограничивающие конкуренцию на рынках сбыта соответствующих товаров или услуг. Учет этих обстоятельств составляет основу законодательного регулирования института франчайзинга.
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю.
По своей юридической природе данный договор является консенсуальным, возмездным, двусторонним.
Необходимо подчеркнуть, что данный договор может использоваться исключительно в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем его сторонами могут быть лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Это - один из немногих сугубо предпринимательских договоров. Поэтому к отношениям между его участниками применимы специальные правила ГК об обязательствах при осуществлении предпринимательской деятельности.
Предмет договора коммерческой концессии составляет, во-первых, комплекс исключительных прав, закрепленных за правообладателем и индивидуализирующих либо его (право на фирменное наименование или коммерческое обозначение), либо также производимые им товары, выполняемые работы или оказываемые услуги (право на товарный знак или знак обслуживания). Договором может быть предусмотрено предоставление пользователю прав на использование других объектов "интеллектуальной собственности" - изобретений, промышленных образцов, программ для ЭВМ и т.д.
Во-вторых, предметом договора является возможность использования принадлежащей правообладателю и охраняемой им коммерческой информации (ноу-хау), не подлежащей какой-либо специальной государственной регистрации, а также его деловой репутации и коммерческого опыта, в том числе в виде различной документации по организации и ведению предпринимательской деятельности.
В-третьих, франчайзинг предполагает постоянное техническое и консультационное содействие пользователю со стороны правообладателя с целью обеспечения необходимого качества производимых им по договору (т.е. под маской правообладателя) товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. Наш закон, однако, не считает это условие обязательным, ставя его в зависимость от усмотрения сторон. Обязательной составной частью предмета концессионного договора в соответствии с п. 1 ст. 1031 ГК является инструктаж пользователя и его работников по всем вопросам, связанным с осуществлением переданных ему правообладателем прав.
Таким образом, в концессионном договоре можно обнаружить элементы лицензионного договора (разрешение на использование объектов исключительных прав), договора об оказании возмездных услуг (консультативное и техническое содействие), договора простого товарищества (сотрудничество при исполнении договора для достижения общих предпринимательских целей) и даже договора купли-продажи (приобретение необходимой технической и деловой документации).
Вместе с тем такой договор не содержит элементов представительства, комиссии или агентского договора, так как пользователь всегда действует не только от своего имени и за свой счет, но и в своих интересах, осуществляя самостоятельную предпринимательскую деятельность. Однако договор коммерческой концессии (франчайзинга) не относится к числу смешанных (комплексных) договоров в смысле п. 3 ст. 421 ГК.
Не является он и разновидностью известных гражданскому праву договоров, на базе которых он развивался. В соответствии с ГК договор коммерческой концессии представляет собой вполне самостоятельный вид гражданско-правового договора (что исключает субсидиарное применение к регулируемым им отношениям каких-либо правил о перечисленных договорах).
Концессионный договор должен быть заключен в письменной форме под страхом ничтожности. Кроме того, он подлежит государственной регистрации в органе, осуществившем регистрацию правообладателя (как юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя).
Если же правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, то концессионный договор, предполагаемый к исполнению в России, необходимо зарегистрировать в органе, осуществившем регистрацию пользователя (регистрация договора в органе, осуществившем регистрацию правообладателя, в этом случае не требуется). Необходимость такой регистрации вызывается использованием зарегистрированными ранее средствами индивидуализации предпринимателей или производимых ими товаров и услуг, что затрагивает интересы других участников имущественного оборота, прежде всего потребителей.
При отсутствии такой регистрации заключенный в письменной форме концессионный договор не приобретает силы в отношениях с третьими лицами, но связывает заключивших его участников. С одной стороны, такое положение в интересах потребителей лишает пользователя возможности начать использование предоставленного ему комплекса исключительных прав, а с другой - позволяет участникам еще до регистрации договора начать проведение необходимой подготовительной работы (передачу документации, инструктаж работников и т.д.) уже на основе признанного заключенным договора.
Поскольку предметом данного договора может стать разрешение на использование некоторых объектов исключительных прав, подлежащих государственной регистрации (охраняемых патентным законодательством), т.е., по сути, лицензионные отношения, становится необходимой также государственная регистрация концессионного договора в патентном ведомстве под страхом признания его ничтожным. По смыслу закона речь идет о регистрации договора лишь в части использования соответствующих объектов исключительных прав, т.е. о выдаче и оформлении соответствующих лицензий, включая их регистрацию и уплату установленных пошлин и сборов.
- Перечень вопросов для подготовки к государственному экзамену по дисциплине «Гражданское право»
- Принципы гражданского права.
- Система гражданского права.
- Система гражданского законодательства.
- Аналогия в гражданском праве.
- Понятие и особенности гражданского правоотношения.
- Элементы гражданского правоотношения.
- Виды гражданских правоотношений.
- Основания гражданских правоотношений.
- Правоспособность граждан.
- Дееспособность граждан.
- Индивидуальная предпринимательская деятельность граждан.
- Банкротство индивидуального предпринимателя.
- Опека и попечительство. Патронаж.
- Признание гражданина безвестно отсутствующим.
- Объявление гражданина умершим.
- Понятие и признаки юридического лица.
- Виды юридических лиц.
- Правоспособность и дееспособность юридического лица.
- Создание юридического лица.
- Реорганизация юридических лиц.
- Ликвидация юридического лица.
- Понятие объектов гражданских прав. Их оборотоспособность.
- Деньги как объекты гражданских прав.
- Ценные бумаги: понятие, признаки, виды.
- Понятие сделки и ее элементы. Виды сделок.
- Форма сделок.
- Понятие и виды представительства.
- Доверенность.
- Представительство без полномочий.
- Осуществление гражданских прав.
- Зашита гражданских прав.
- Понятие и исчисление сроков в гражданском праве.
- Виды сроков в гражданском праве.
- Исковая давность.
- Право собственности в объективном и субъективном смысле.
- Приобретение и прекращение права собственности.
- Право собственности граждан.
- Право собственности юридических лиц.
- Государственная и муниципальная собственность.
- Ограниченные вещные права.
- Право общей собственности.
- Защита права собственности и иных вещных прав.
- Понятие, основания возникновения и виды обязательств.
- Множественность лиц в обязательстве.
- Перемена лиц в обязательствах.
- Принципы исполнения обязательств.
- Условия гражданско-правовой ответственности.
- Ответственность за нарушение денежных обязательств.
- Понятие и способы обеспечения обязательств.
- Неустойка и ее виды.
- Залог как способ обеспечения обязательств.
- Задаток.
- Поручительство.
- Банковская гарантия.
- Удержание.
- Прекращение обязательств.
- Понятие, значение и классификация договоров в гражданском праве.
- Содержание договора.
- Заключение договоров.
- Изменение и расторжение договора.
- Договор купли-продажи (общие положения).
- Договор розничной купли-продажи.
- Договор контрактации.
- Договор поставки для государственных нужд.
- Договор мены.
- Договор энергоснабжения.
- Договор купли-продажи недвижимости.
- Договор купли-продажи предприятия.
- Договор дарения (содержание и виды).
- Договор постоянной ренты.
- Договор пожизненной ренты.
- Договор пожизненного содержания с иждивением.
- Договор аренды (общие положения).
- Договор бытового проката.
- Договор аренды транспортного средства.
- Договор аренды зданий и сооружений.
- Договор аренды предприятия.
- Договор лизинга.
- Договор социального жилищного найма.
- Договор коммерческого найма.
- Договор безвозмездного пользования имуществом.
- Договор подряда (общие положения).
- Договор бытового подряда.
- Договор строительного подряда.
- Подрядные работы для государственных нужд.
- Обязательства по перевозке пассажиров и багажа.
- Обязательства по перевозке грузов.
- Договор буксировки.
- Договор транспортной экспедиции.
- Расчетные и кредитные правоотношения.
- Договор займа.
- Кредитный договор.
- Финансирование под уступку денежного требования.
- Договор банковского вклада.
- Договор банковского счета.
- Расчетные обязательства.
- Вексель.
- Договор страхования (общие положения).
- Виды и формы страхования.
- Глава 48 гк регламентирует три группы обязательств по страхованию:
- Возмездное оказание услуг.
- Договор поручения.
- Договор комиссии.
- Договор агентирования.
- Договор доверительного управления имуществом.
- Коммерческая концессия.
- Общие положения о хранении.
- Договор складского хранения.
- Договор простого товарищества.
- Публичное обещание награды.
- Проведение игр и пари.
- Основания возникновения деликтных обязательств.
- Возмещение вреда, причиненного несовершеннолетним.
- Авторское право (объекты и субъекты).
- Авторский договор.
- Защита авторских и смежных прав.
- Патентное право (объекты и субъекты).
- Оформление патентных прав.
- Защита прав патентообладателя.
- Общие положения о наследовании.
- Наследование по закону.
- Наследование по завещанию.