Вопросы для обсуждения
Понятие странового риска, его расчет. Рейтинг России в 1992 -2000 гг.
Динамика инвестиций по структуре вложений в 1992 - 2000 гг.
Влияние хода российских экономических реформ на объем иностранных инвестиций в Россию.
Определить меры для увеличения притока иностранных инвестиций.
2.5. Основные итоги внешнеэкономической либерализации
К важным позитивным результатам либерализации внешнеэкономической деятельности России следует отнести ее вхождение в глобальную экономику. Либерализация открыла для России возможности широкого выхода на мировой финансовый рынок. Первостепенную роль для России в этом отношении играет МВФ. За 1992 - 1998 гг. Россия получила от фонда около 20 млрд. долл. в рамках трех программ финансовой помощи: системной трансформации (STF), реабилитации платежного баланса (SBA) и расширенного кредитования для преодоления кризиса и решения структурных проблем (EFF).
Сотрудничество с МВФ имеет особую роль для России, поскольку на него ориентируются остальные кредиторы. Среди них резко выделяется Мировой банк реконструкции и развития, общий портфель заимствований у которого составил около 10 млрд. долл. Кредиты МБ имели как бюджетозамещающий, так инвестицион-
22 Ведомости. 2001.25.04. ,,,,, . , , .mii^,.. . . ^.„.,
62
ный характер. МБ кредитует отдельные проекты, в частности, в ТЭК. Здесь особо следует отметить угольный займ в 500 млн. долл., который направляется на реструктуризацию угольной промышленности. Кредиты ЕБРР, общим объемом около 3 млрд. долл., направляются на конкретные проекты, связанные с созданием рыночной инфраструктуры, поддержкой малого бизнеса, реализацией отдельных коммерческих проектов. Особенностью кредитов, предоставляемых этими международными финансовыми организациями, являются льготные условия возврата по времени и величине ставок.
Важным прорывом в диверсификации внешних источников бюджетного финансирования в 1996 - 1998 гг. стало размещение на внешних рынках государственных ценных бумаг. В ноябре
г. Россия осуществила первое размещение еврооблигаций на сумму 1 млрд. долл. сроком на 5 лет под 9,25% годовых. В
г. Россия за счет размещения евробондов выручила 4 млрд. долл., в том числе 3,2 млрд. долл. федеральные и 0,8 млрд. долл. региональные органы власти. Перенос центра тяжести в политике государственного заимствования на внешние источники объяснялся тем, что последние в тот период были заметно дешевле внутренних.
Нагрузку на бюджет в части долговых обязательств существенно облегчило заключение Россией в начале 2000 г. соглашения с Лондонским клубом кредиторов о реструктуризации задолженности, унаследованной от СССР. С Парижским клубом такие переговоры еще ведутся.
Кроме того, в сентябре 1997 г. Россия стала полноправным членом Парижского клуба стран-кредиторов. Членство в клубе существенно расширяет возможности возвращения долгов. Долги стран-членов клуба России составляют 52 млрд. долл. из общей суммы задолженности в 140 млрд. долл. Участие в клубе предполагает дисконтирование долгов до примерно 12 млрд. долл. Но это реальные деньги. По некоторым оценкам, речь может идти о 300-500 млн. долл. ежегодных выплат России ее должниками.
Вместе с тем, если для западных финансовых институтов займы для России это, хотя и рискованное, но весьма прибыльное с точки зрения долгосрочных интересов помещение капитала, то Для России это вынужденное мероприятие, связанное с многолетними и крупномасштабными выплатами долгов из бюджета. Кредиты и займы при этом не гарантируют осуществление желательных структурных изменений в российской экономике и, соответственно, ее специализации в мировой экономике.
63 >-
i В связис этим к принципиальным неудачам российской либерализации следует отнести то, что внешнеэкономические связи не смогли создать стабильные финансовые условия развития страны. Либерализация внешнеэкономической деятельности не создала предпосылок для роста доходности российской экономики, но обусловила возможности широких заимствований за рубежом, которые стали частью российского бюджетного процесса. Поступающие извне финансовые ресурсы в основном «проедались» по социальным статьям бюджета и в крайне слабой мере участвуют в технологической модернизации экономики, которая могла бы повысить ее доходность.
Главные финансовые ресурсы России связаны с экспортом. Но в экспортной базе резко преобладают топливно-сырьевые товары, что делает финансовое положение страны сильно зависимым от конъюнктуры на мировых рынках. За 1992 - 2000 гг. не удалось изменить структуру участия России в международном разделении труда.
Сложность этой структурной задачи заключается в том, что для ее решения требуются масштабные инвестиции. Однако за 1992 - 1999 гг. Россия превратилась в нетто-экспортера капитала. Суммарный вывоз капитала из страны в этот период оценивается в 150-200 млрд. долл. Общая сумма долга увеличилась с унаследованных от советского периода 103,5 млрд. долл. до 158,0 млрд. долл. на конец 1999 г.23.Накопленные за годы реформ прямые иностранные инвестиции оказались в 2,5 раза меньше прироста внешнего долга. Нетто-экспорт капитала в решающей мере обусловлен высокими рисками предпринимательской деятельности в России. Они обусловлены нестабильным финансовым положением, фискальными приоритетами федеральных и региональных властей, слабостью законодательства, защищающего интересы инвесторов, неразвитостью рынка недвижимости, криминализацией экономики и т.д. Значительную часть рисков создают также свойства российского пространства, и, в частности, его протяженность, периферийность, экономическая разреженность, слабая коммуникационная проницаемость.
Приращению финансовых ресурсов до августовского кризиса 1998 г. не способствовала валютная и таможенная политика федерального центра. Укрепление рубля путем завышения его курса относительно доллара делало убыточным экспорт многих това-
^Хейфец БЛ. Кредитная история России. От ЕкатериныIIдо Путина. УРСС. - М., 2001. - С. 99.
ров. Кроме того, это облегчало проникновение на российский ры нок импортных товаров. В результате этого сокращались произ водство для внутреннего рынка и поступления в бюджеты всех уровней. ■>
Ошибочность политики «курсового якоря» для российской инфляции, имевшей в значительной мере структурную природу, подтвердило оживление российской экономики после четырехкратной девальвации рубля в результате финансового кризиса 1998 г. Девальвация рубля показала, что при глубинном (внутриматери-ковом) размещении экспортного производства его доходность при прочих равных условиях сохраняется, когда текущий валютный курс рубля более чем в 1,5 раза превышает паритет покупательной способности рубля относительно доллара. В 1992 г. это превышение в среднем составило 9,4 раза, в 1993 г. — 4, в 1994 г. — 2,4, в 1995 г. — 1,75, в 1996 г. — 1,42, 1997 г. — 1,35, в 1998 г. — 1,70, в 1999 г. — 2,5324.
До 1998 г. большие потери федерального бюджета были также связаны с беспорядочной политикой предоставления разного рода льгот участникам внешнеэкономической деятельности. Так, за 1992 - 1993 гг. федеральными органами власти было принято около 60 документов, дающих различные таможенные и валютные льготы. По оценке аналитического центра Совета Федерации, потери бюджета только от таможенных льгот (без импортных НДС и акцизов) составили в 1992 г. 2,1 трлн. руб., в 1993 г. — 2 трлн. руб., в 1994 г. — 11 трлн. руб., при фактических поступлениях в бюджет, соответственно, 0,4; 2,5 и 7 трлн. руб.25. Предоставленными льготами смог воспользоваться преимущественно торговый и финансовый капитал. В 1995 и 1996 гг. большинство льгот было ликвидировано, но на смену им быстро начали распространяться налоговые освобождения.
В 1992 - 1997 гг. политика «валютного коридора» сочеталась с неблагоприятной ценовой конъюнктурой на мировых рынках и бурной криминализацией внешнеторговой сферы (контрабанда, ложный экспорт, импорт, транзит, манипуляции с внешнеторговыми ценами и т.д.), большими объемами бартерных операций, что в сумме обернулось устойчивым сокращением бюджетных доходов.
24Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000,IVквартал. Рабочий центр экономических реформ. Российско-Европей ский центр экономической политики. — М., 2001. — С. 119. ;.
25Коммерсантъ-daily. 1995.09.02. :>чс
64
5-4411
65
■
s»
Вместе с тем обслуживание задолженности превратилось в наиболее острую бюджетную проблему страны. В 1995 г. на обслуживание внешнего долга шло 5,1% расходной части бюджета, а в 2000 г. — 18,3% . Уровень накопленного долга в 1999 г. в 15,6 раза превысил расходы бюджета27.
•На финансовую стабильность страны сильное влияние оказывают не только внешняя конъюнктура и объемы внешней задолженности. В значительной мере на нее влияет разделение экономики страны на экстравертный и интровертный секторы, произошедшее в результате внешнеэкономической либерализации. К первому относятся отрасли и производства, широко включенные во внешнеэкономические связи: экспортное производство, трейдеры, фирмы и физические лица, осуществляющие импортные операции, розничная торговля, реализующая импортные товары, филиалы ТНК, развернувшие производства с ориентацией на внут-рироссийский рынок, обслуживающие виды деятельности (банки, транспорт, складские услуги). В нем занято 20-25% экономически активного населения. Этот сектор с точки зрения доходов выиграл от открытия российской экономики. В нем создаются российские финансовые ресурсы.
Но большая часть экономики и экономически активного населения, связанных с обрабатывающей промышленностью, сельским хозяйством, строительством, замыкается на сузившийся внут-
26 Райская Н. и др. Мифы экономического роста// Ведомости.
2000.04.04.
27 Хейфец БЛ. Кредитная история России. От Екатерины II до Путина. УРСС. — М., 2001. — С. 109 •
66
ренний рынок. Интровертный (импортозамещающий) сектор либо ничего не выиграл от либерализации, либо понес серьезные потери в виде усложнения сбыта продукции и услуг, а также сравнительного понижения цен на производимую продукцию при крайне ограниченной поддержке со стороны государства. Интровертный сектор располагает значительно меньшими финансовыми ресурсами, и его оживление началось в результате удешевления рубля. Разделение экономики страны на два таких сектора находит свое отражение в социальной и региональной поляризации.
В целом такое деление экономики на два сектора довольно условно, поскольку под влиянием изменений конъюнктуры на внешнем и внутреннем рынках, а также параметров осуществляемой макроэкономической политики и прежде всего, валютного курса, постоянно меняется соотношение между этими секторами. Поэтому правильнее рассматривать это деление через призму конкурентоспособности продукции и финансовых условий деятельности.
Проэкспортный курс закрепляет такое деление, а через него консервирует поляризацию населения и предприятий по уровню доходов. Дешевый относительно доллара рубль затрудняет импорт инвестиционных товаров, необходимых для модернизации импортозамещающих предприятий. С этим разделением связаны общие высокие риски предпринимательской деятельности в России, с которыми связан отток капитала из страны в объеме 20-25 млрд. долл. ежегодно. Вывоз капитала в такой ситуации можно рассматривать как способ отмыва криминальных денег и как путь понижения системного риска для компаний28. В свою очередь, легальный и нелегальный вывоз капитала прямо влияет на состояние платежного баланса страны, ее валютные резервы, инвестиционную активность, а через это на макроэкономические показатели. Вывоз капитала, таким образом, воспроизводит риски, от которых он бежит.
Динамика финансов такова, что вывоз капитала и его криминализация означают прямой вычет из доходной части бюджета, а приток иностранного капитала (до 1999 г.) оборачивается бюджетными выплатами по обслуживанию внешних и внутренних заимствований.
Таким образом, осуществленные институциональные преобразования не дали структурного результата, выражающегося в Увеличении конкурентных преимуществ России.
28 Эксперт. 1997. — № 7. — С. 16-19. .....,,,*
67
Результаты внешнеэкономической реформы в России подтверждают взгляды противников безоглядной либерализации, которую культивировал в 90-е гг. МВФ. Она вызвала обострение бюджетных и долговых проблем, не способствовала экономической динамике в большей части производственного сектора страны, усилила социальное напряжение. Либерализация внешнеэкономической сферы не обеспечила устойчивый экономический рост. Возник значительный (почти десятилетний) временной разрыв между нормативно-правовой либерализацией и структурным обновлением экономики. Он обусловлен как объективными, так и субъективными факторами. К первым следует отнести инерционность российского хозяйства, развитие в течение многих десятилетий в неконкурентной среде, высокую степень монополизации экономики, преобладание крупных предприятий со слабой способностью приспособления к меняющимся условиям хозяйственной деятельности, устарелые технологии на большинстве предприятий обрабатывающей промышленности, недостаточную квалификацию менеджеров. Кроме того, либерализация наложилась на неустойчивую 'политическую и финансовую ситуацию в стране, затяжки с принятием рыночных законов, что в итоге парализовало инвестиционную деятельность и способствовало оттоку капитала из страны. К субъективным факторам относятся методы осуществления внешнеэкономической либерализации. Ее позитивные итоги для страны можно было бы увеличить проведением более жесткой валютной политики, ограничивающей долларизацию экономики, своевременным введением мер таможенного и валютного контроля, применением более эффективного по уровню ставок импортного тарифа, жесткими ограничениями в предоставлении таможенных льгот, государственной поддержкой экспорта обрабатывающей промышленности, более гибкой курсовой политикой, широким привлечением иностранных инвестиций в производственный сектор.
А потребности в этом возрастают, в немалой степени и в связи с тем, что внешнеэкономическая либерализация весьма дифференцированно реализуется на российском пространстве.
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Предыстория либерализации
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Глава 3
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Республика Татарстан
- Новгородская область
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Глава 6
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Литература