Республика Татарстан
Республика Татарстан отнесена нами к центральному типу открытости. В ней с 1992 г. накоплен значительный опыт стимулирования и поддержки деловой активности в сфере привлечения иностранных инвестиций и развития внешней торговли.
Внешнеторговый оборот республики за 1992 - 1997 гг. увеличился более чем в 3,5 раза и достиг 2,5 млрд. долл., в том числе экспорт — 1,9 млрд., а импорт — 0,6 млрд. долл. В результате финансового кризиса он заметно сократился: 1,2 млрд. долл. в экспорте и 0,4 млрд. в импорте. В 2000 г. рост внешнеторгового оборота возобновился.
За 1993 - 2000 гг. в Татарстан поступило 1904 млн. долл. иностранных инвестиций, в том числе 199 млн. долл. — прямых. Причем основной объем инвестиций поступил в 1997 - 1998 гг. — почти 1,4 млрд. долл. Они связаны с получением под гарантии федерального правительства крупного кредита от японского Эк-симбанка для модернизации «КамАза» (150 млн. долл.), открытия американским Эксимбанком кредитной линии в 200 млн. долл. для реконструкции предприятия «Нижнекамскнефтеоргсинтез», крупных заимствований, сделанных компанией «Татнефть» на мировых финансовых рынках. Пики прямых инвестиций пришлись на 1994 и 2000 гг.
Татарстан привлекает иностранных партнеров мощным экономическим потенциалом, нефтяным комплексом, потенциально емким региональным рынком. В республике находятся четыре предприятия, входящие в первую сотню российских экспортеров: «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», Казанский вертолетный завод и «Органический синтез».
Руководство республики проводит активную внешнеэкономическую политику, которая рассматривалась как инструмент укрепления суверенитета. В Конституции Татарстана записано, что республика «...суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения ».
Подписание в 1994 г. Договора РФ и РТ и дополнений к нему в виде 11 межправительственных соглашений по разграничению полномочий в различных сферах, в том числе в области внешнеэкономических связей, не сняло всех противоречий. Они были связаны с претензией Татарстана быть субъектом международного права, оставаясь в таможенном пространстве России.
Коллизия окончательно была разрешена в результате принятия Закона РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ». Этот правовой акт позволил создать механизм согласования содержания международных соглашений, заключаемых Татарстаном, а также и другими регионами, с российской внешнеполитической линией.
Руководство республики стремится активно использовать внешнеэкономические факторы для модернизации экономики. Ее основное ядро — нефтедобыча, химия, машиностроение, сложилось в 50-60-е гг. и сейчас нуждается в технологическом обновлении. Высокую долю в экономике Татарстана занимают предприятия ВПК, требующие целенаправленной конверсии.
176
12-4411
177
"' К стратегическим направлениям развития внешнеэкономической деятельности в Республике Татарстан относятся:
Расширение международных контактов, работа с международными организациями.
Законодательное нормативно-правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности.
Привлечение иностранных инвестиций.
Информационно-аналитическое обеспечение участников внешнеэкономической деятельности.
Для стимулирования и государственной поддержки развития внешнеэкономических связей разработана Концепция внешнеэкономической деятельности в Татарстане, в которой определяются стратегические приоритеты, долгосрочные и среднесрочные цели, механизмы их реализации.
В рамках Концепции в августе 2000 г. была принята «Программа стимулирования создания и развития экспортоориенти-рованных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года». Программа нацелена на одновременное стимулирование роста как экспортного, так и импортозамещающего производств, что должно обеспечить устойчивую динамику республиканской экономики.
Одним из главных инструментов реализации Концепции является создание в республике благоприятного инвестиционного климата. Для этой цели приняты законы РТ «Об иностранных инвестициях», «О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора» и подписан Указ Президента РТ «О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в Республику Татарстан». В соответствии с этими правовыми актами в республике может предоставляться льготный налоговый режим под приоритетные проекты, определяются условия предоставления льгот, а также государственные гарантии инвесторам. Следует подчеркнуть, что налоговые льготы предоставляются за счет республиканского бюджета. При этом уже с 1994 г. в Татарстане действует «дедушкина оговорка»: в течение трех лет инвестор гарантирован от ужесточения налогообложения — изменения в федеральной налоговой системе в сторону ухудшения положения инвестора компенсируются соответствующим снижением республиканских налогов. В мае 1999 г. для привлечения в республику иностранных инвестиций был принят региональный Закон «О свободной экономической зоне "Елабуга"». Первым участником этой зоны стала «Корпорация ЕлАЗ — Дженерал Мо-торз», территория которой почти полностью охватывает промыШ-
ленную площадку бывшего Елабугского тракторного завода. Корпорация была освобождена на 25 лет от всех налоговых платежей в бюджет Татарстана. Для привлечения финансовых ресурсов правительство Татарстана использует в качестве залога землю и госпакеты акций приватизированных предприятий. В декабре 1999 г. был принят Закон Республики Татарстан «Об особой экономической зоне "Камские поляны"».
Помимо правовой базы, в республике создается сеть организаций, обеспечивающая привлечение иностранных инвестиций. Головной организацией выступает Центр содействия иностранным инвестициям в РТ, имеющий заграничные инвестиционные бюро в крупных деловых центрах мира. Основными направлениями деятельности таких бюро являются поиск стратегических партнеров и отработка схем финансирования по инвестиционным проектам. Центр формируют несколько самостоятельных компаний: Национальная инжиниринговая компания, Центр информации, анализа и мониторинга, Центр маркетинга и международной конъюнктуры, консалтинговая, аудиторская фирмы и др.
Важную роль во включении республики в мирохозяйственные процессы играют межправительственные соглашения Республики Татарстан о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Заключено несколько таких соглашений, в частности, с Турцией, Ираном, Болгарией, Венгрией, Свободной землей Саксония, Мадридским автономным сообществом. Важно отметить заключение Татарстаном кредитных соглашений с Германией и Францией, согласно которым для получения кредитов достаточно гарантии правительства республики.
Важным компонентом институциональной ткани, обеспечивающей внешнеэкономические связи республики, стали постоянные представительства в зарубежных странах. Их число приближается к 20. Татарстан имеет постоянные контакты с ЮНИДО, международными финансовыми организациями.
Таким образом, за 1992 - 2000 гг. в Республике Татарстан созданы правовые, договорные, институциональные и информационные предпосылки широкого использования внешних факторов для целей социально-экономического развития.
Калининградская область
Калининградская область относится к приграничному типу открытости. В результате геополитических трансформаций область по отношению к России стала эксклавом. В связи с этим федеральными органами власти по области было принято боль-
178
179
J
ше правовых актов разного уровня, чем по любому другому субъекту РФ.
Вместе с тем отношение Федерального центра к Калининградской области в этот период было противоречиво. Противоречия были обусловлены столкновением разных точек зрения на главные для России функции области и способы их реализации. Представители одной из них видели и видят в Калининградской области прежде всего военную крепость и инструмент военно-политического давления на Запад. Сторонники другой точки зрения исходят из необходимости превращения области в мост сотрудничества Европы и России. С точки зрения реализации этих функций, подходы колебались от унифицированного, т.е. трактования области как обычного субъекта РФ, до предоставления ей широкой автономии с особым режимом экономической деятельности.
На динамику этих противоречий большое влияние оказывали состояние экономики и акценты в проводимой экономической политике, изменения во внутриполитической ситуации и, в частности, соотношение сил между центром и регионами.
Тем не менее был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области», вступивший в силу 31 января 1996 г., и подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и Калининградской области.
Федеральный закон установил существенные экономические льготы, имеющие прежде всего компенсирующий характер. Через особый экономический режим центр как бы компенсирует возросшие в результате геополитических и рыночных изменений затраты на транспортные связи эксклава с Россией и выполнение им общегосударственных функций.
Главным механизмом реализации Особой зоны, согласно Закону, стал беспошлинный режим. Субъекты внешнеэкономической деятельности за исключением оборонных освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении при условии, если товар произведен или потребляется в области. Товар, произведенный в области, вывозится беспошлинно на остальную часть таможенной территории РФ. Критерием областного происхождения товара является величина добавленной стоимости его производства — не менее 30%, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, — не менее 15%.
Одновременно региональные власти стремились обеспечить
области прямую бюджетную и внешнеполитическую поддержку со стороны Федерального центра в реализации проектов реструктуризации экономики. Для этой цели весной 1996 г. были приняты Указ Президента РФ и Постановление Правительства РФ о государственной поддержке создания сборочного производства легковых автомобилей, а осенью 1997 г. был утверждена федеральная целевая программа развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998 - 2005 гг.
Применение льготных режимов в соответствии с разными правовыми актами, принятыми в 1992 — 1995 гг., и в рамках Особой зоны с февраля 1996 г. показывает, что они стимулировали прежде всего развитие внешней торговли, а в ее составе преимущественно импорта. За 1992 - 1999 гг. экспорт увеличился с 91 до 384 млн. долл., а импорт — с 54 до 824 млн. долл. (товары и услуги). Причем максимальный уровень экспорта был отмечен в 1996 г. — 480 млн. долл., а импорта — 1286 млн. долл. в предкризисный 1997 г. Причем в значительной мере речь идет о посреднической торговле, поскольку не менее трети экспортируемых товаров произведено в других регионах, более половины импорта вывозится за пределы области. В экспорте области преобладают нефть, металлы, целлюлоза, удобрения, продукция морского рыболовства, алкогольные напитки. В импорте преобладают нефтепродукты, продукты питания, подержаные автомобили, промышленные потребительские товары. Следует подчеркнуть, что внешняя торговля — наиболее криминализированная сфера областной экономики.
Область не стала привлекательной для российских и иностранных инвесторов. За 1992 - 2000 гг. общий объем иностранных инвестиций составил около 136 млн. долл., объем ПИИ составил 74,4 млн. долл. или около 80 долл. на одного жителя, что в два раза ниже среднероссийского уровня. Нахождение области в первом десятке российских регионов по количеству предприятий с иностранными инвестициями (около 1600) свидетельствует о том, что это предприятия с небольшими уставными фондами, работающие преимущественно в сфере торговли и посредничества. В сумме предприятия с иностранными инвестициями дают около 10% от общего производства товаров и услуг в области.
Вместе с тем признаком начавшейся реструктуризации экономики области следует рассматривать реализацию соглашения ЗАО «Автотор» с южнокорейской компанией KIA и германскойBMW о создании автосборочных заводов на базе свободных производственных площадей судостроительного завода «Янтарь» и
180
181
бывшего завода «Калининградбуммаш». В данном случае речь идет о контрактных совместных предприятиях, в рамках которых иностранная фирма ввозит оборудование и обеспечивает комплектующими, а возмещение затрат получает в виде части прибыли от реализации продукции. В 1997 г. была начата сборка корейских, в 1999 г. — немецких автомобилей. В 2000 г. было собрано 2000BMW и 1200KIA.
Несмотря на определенные протекционистские меры, Калининградский порт не смог повысить свою привлекательность для экспортеров и импортеров из России и других стран СНГ. С точки зрения внутренних транспортных затрат и качества портового обслуживания, он уступает всем другим портам-конкурентам. Отчасти это объясняется острой конкуренцией портов Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии и Польши за российские грузы, которую не выдерживает Калининград. Планы создания в области крупного транспортно-распределительного центра для внешней торговли России и других стран СНГ посредством ОЭЗ оказываются под большим сомнением.
В целом применение льготного режима не сопровождалось общим повышением доходности экономики, но в то же время способствовало ее поляризации. В экономике области сложилось два обособленных сектора. Один, более благополучный, тесно связан с внешней торговлей. Другой, депрессивный, ориентируется прежде всего на внутренний рынок и тесно связан с федеральным бюджетом. Это, прежде всего, предприятия ВПК и обслуживающие воинский контингент. С первым сектором, который смог воспользоваться плодами либерализации и особого статуса, связана меньшая часть населения и экономики области.
Международные связи Калининградской области за 1992 -2000 гг. заметно расширились. Область участвует в заседаниях Совета государств Балтийского моря. На ее территории реализуются несколько проектов по линии «Тасис» и ЕБРР.
Особо следует отметить значение экономических отношений с соседними Польшей и Литвой. На эти две страны приходится 34-36% экспорта и 25-30% импорта области. Между Калининградской областью и соседним Поморским воеводством Польши заключено соглашение о сотрудничестве. Подобные договоры заключены с Польшей и Литвой на уровне местного самоуправления. В феврале 1998 г. вместе с соседними административно-территориальными единицами Польши, Литвы, Швеции и Дании Калининградская область подписала соглашение о создании ев-рорегиона «Балтика».
Важность отношений с соседними странами иллюстрирует тот факт, что ужесточение визового и таможенного режима, введенное Польшей с 1 января 1998 г., сильно ударило по челночной торговле, которая является источником доходов многих калининградцев.
Отношение зарубежных стран к области определяется неустойчивой экономической и финансовой политикой России, сохранением за областью ее военно-политических функций, стремлением определенных политических кругов в соседних странах поставить под вопрос статус области. Неопределенность в политике Запада отражает его низкая инвестиционная активность. Характерным является то, что среди стран-инвесторов выделяются Франция, Швеция и Дания, а не ближайшие соседи. В частности Германия заметно уступает этим странам. Правда, германские компании непосредственно или через подставные фирмы контролируют многие ведущие предприятия региона. Иностранных инвесторов в области сдерживает малая емкость регионального рынка, обособленность от рынка России и незаинтересованность в развитии экспортных производств.
Экономические интересы зарубежных стран, прежде всего соседних, связаны с созданием в области производств, ориентированных на российский рынок и рынок стран СНГ.
Приграничное и приморское положение, а также статус ОЭЗ Калининградской области объясняют довольно слабое областное законодательство, стимулирующее внешнеэкономическую деятельность. Среди принятых в регионе документов следует выделить «Комплексную программу привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику области в 1996 - 1997 гг.», а также областной Закон «О локальных свободных экономических зонах в Калининградской области» от октября 1997 г., в котором определены нормативно-правовые условия создания таких зон.
Ситуация с Калининградской областью заметно обострилась в связи с предстоящим расширением НАТО и ЕС на восток и неизбежным ужесточением торгового, визового и транзитного режимов. Ситуацию осложняет противоречие статуса ОЭЗ и Налогового кодекса, который не предусматривает каких-либо региональных налоговых льгот.
Сегодня при весьма явных угрозах для Калининградской области отсутствуют ясные идеи по развитию области в новых условиях. Один из новых подходов связан с использованием ее как полигона отработки модели взаимодействия России с ЕС. Практически это означает создание эффективного механизма рыноч-
182
183
ного использования положения области на стыке Центральной, Восточной и Северной Европы.
Опыт существования ОЭЗ свидетельствует о том, что сам по себе льготный таможенный режим недостаточен. Для реструктуризации экономики области необходимо определение ее функций в европейском экономическом пространстве и осуществление совместных усилий с ЕС по привлечению необходимых инвестиций.
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Предыстория либерализации
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Глава 3
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Республика Татарстан
- Новгородская область
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Глава 6
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- Литература