logo
Вардомский 2002

Республика Татарстан

Республика Татарстан отнесена нами к центральному типу открытости. В ней с 1992 г. накоплен значительный опыт стиму­лирования и поддержки деловой активности в сфере привлече­ния иностранных инвестиций и развития внешней торговли.

Внешнеторговый оборот республики за 1992 - 1997 гг. увели­чился более чем в 3,5 раза и достиг 2,5 млрд. долл., в том числе экспорт — 1,9 млрд., а импорт — 0,6 млрд. долл. В результате финансового кризиса он заметно сократился: 1,2 млрд. долл. в экспорте и 0,4 млрд. в импорте. В 2000 г. рост внешнеторгового оборота возобновился.

За 1993 - 2000 гг. в Татарстан поступило 1904 млн. долл. ино­странных инвестиций, в том числе 199 млн. долл. — прямых. При­чем основной объем инвестиций поступил в 1997 - 1998 гг. — почти 1,4 млрд. долл. Они связаны с получением под гарантии федерального правительства крупного кредита от японского Эк-симбанка для модернизации «КамАза» (150 млн. долл.), откры­тия американским Эксимбанком кредитной линии в 200 млн. долл. для реконструкции предприятия «Нижнекамскнефтеоргсинтез», крупных заимствований, сделанных компанией «Татнефть» на мировых финансовых рынках. Пики прямых инвестиций при­шлись на 1994 и 2000 гг.

Татарстан привлекает иностранных партнеров мощным эко­номическим потенциалом, нефтяным комплексом, потенциально емким региональным рынком. В республике находятся четыре предприятия, входящие в первую сотню российских экспортеров: «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», Казанский вертолетный за­вод и «Органический синтез».

Руководство республики проводит активную внешнеэконо­мическую политику, которая рассматривалась как инструмент укрепления суверенитета. В Конституции Татарстана записано, что республика «...суверенное государство, субъект международ­ного права, ассоциированное с Российской Федерацией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения ».

Подписание в 1994 г. Договора РФ и РТ и дополнений к нему в виде 11 межправительственных соглашений по разграничению полномочий в различных сферах, в том числе в области внешне­экономических связей, не сняло всех противоречий. Они были связаны с претензией Татарстана быть субъектом международно­го права, оставаясь в таможенном пространстве России.

Коллизия окончательно была разрешена в результате приня­тия Закона РФ «О координации международных и внешнеэконо­мических связей субъектов РФ». Этот правовой акт позволил со­здать механизм согласования содержания международных согла­шений, заключаемых Татарстаном, а также и другими регионами, с российской внешнеполитической линией.

Руководство республики стремится активно использовать внеш­неэкономические факторы для модернизации экономики. Ее ос­новное ядро — нефтедобыча, химия, машиностроение, сложи­лось в 50-60-е гг. и сейчас нуждается в технологическом обнов­лении. Высокую долю в экономике Татарстана занимают пред­приятия ВПК, требующие целенаправленной конверсии.

176

12-4411

177

"' К стратегическим направлениям развития внешнеэкономи­ческой деятельности в Республике Татарстан относятся:

  1. Расширение международных контактов, работа с междуна­родными организациями.

  2. Законодательное нормативно-правовое обеспечение внеш­неэкономической деятельности.

  1. Привлечение иностранных инвестиций.

  1. Информационно-аналитическое обеспечение участников внешнеэкономической деятельности.

Для стимулирования и государственной поддержки развития внешнеэкономических связей разработана Концепция внешнеэко­номической деятельности в Татарстане, в которой определяются стратегические приоритеты, долгосрочные и среднесрочные цели, механизмы их реализации.

В рамках Концепции в августе 2000 г. была принята «Про­грамма стимулирования создания и развития экспортоориенти-рованных и импортозамещающих производств в Республике Та­тарстан на период до 2003 года». Программа нацелена на одно­временное стимулирование роста как экспортного, так и импор­тозамещающего производств, что должно обеспечить устойчивую динамику республиканской экономики.

Одним из главных инструментов реализации Концепции яв­ляется создание в республике благоприятного инвестиционного климата. Для этой цели приняты законы РТ «Об иностранных инвестициях», «О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора» и подписан Указ Президен­та РТ «О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в Республику Татарстан». В соответствии с этими правовыми ак­тами в республике может предоставляться льготный налоговый режим под приоритетные проекты, определяются условия предо­ставления льгот, а также государственные гарантии инвесторам. Следует подчеркнуть, что налоговые льготы предоставляются за счет республиканского бюджета. При этом уже с 1994 г. в Татар­стане действует «дедушкина оговорка»: в течение трех лет инве­стор гарантирован от ужесточения налогообложения — измене­ния в федеральной налоговой системе в сторону ухудшения поло­жения инвестора компенсируются соответствующим снижением республиканских налогов. В мае 1999 г. для привлечения в рес­публику иностранных инвестиций был принят региональный За­кон «О свободной экономической зоне "Елабуга"». Первым учас­тником этой зоны стала «Корпорация ЕлАЗ — Дженерал Мо-торз», территория которой почти полностью охватывает промыШ-

ленную площадку бывшего Елабугского тракторного завода. Кор­порация была освобождена на 25 лет от всех налоговых платежей в бюджет Татарстана. Для привлечения финансовых ресурсов пра­вительство Татарстана использует в качестве залога землю и гос­пакеты акций приватизированных предприятий. В декабре 1999 г. был принят Закон Республики Татарстан «Об особой экономичес­кой зоне "Камские поляны"».

Помимо правовой базы, в республике создается сеть организа­ций, обеспечивающая привлечение иностранных инвестиций. Го­ловной организацией выступает Центр содействия иностранным инвестициям в РТ, имеющий заграничные инвестиционные бюро в крупных деловых центрах мира. Основными направлениями деятельности таких бюро являются поиск стратегических парт­неров и отработка схем финансирования по инвестиционным проектам. Центр формируют несколько самостоятельных компа­ний: Национальная инжиниринговая компания, Центр информа­ции, анализа и мониторинга, Центр маркетинга и международной конъюнктуры, консалтинговая, аудиторская фирмы и др.

Важную роль во включении республики в мирохозяйственные процессы играют межправительственные соглашения Республи­ки Татарстан о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Заключено несколько таких согла­шений, в частности, с Турцией, Ираном, Болгарией, Венгрией, Сво­бодной землей Саксония, Мадридским автономным сообществом. Важно отметить заключение Татарстаном кредитных соглаше­ний с Германией и Францией, согласно которым для получения кредитов достаточно гарантии правительства республики.

Важным компонентом институциональной ткани, обеспечи­вающей внешнеэкономические связи республики, стали постоян­ные представительства в зарубежных странах. Их число прибли­жается к 20. Татарстан имеет постоянные контакты с ЮНИДО, международными финансовыми организациями.

Таким образом, за 1992 - 2000 гг. в Республике Татарстан созданы правовые, договорные, институциональные и информаци­онные предпосылки широкого использования внешних факторов для целей социально-экономического развития.

Калининградская область

Калининградская область относится к приграничному типу открытости. В результате геополитических трансформаций об­ласть по отношению к России стала эксклавом. В связи с этим федеральными органами власти по области было принято боль-

178

179

J

ше правовых актов разного уровня, чем по любому другому субъекту РФ.

Вместе с тем отношение Федерального центра к Калининград­ской области в этот период было противоречиво. Противоречия были обусловлены столкновением разных точек зрения на глав­ные для России функции области и способы их реализации. Пред­ставители одной из них видели и видят в Калининградской об­ласти прежде всего военную крепость и инструмент военно-по­литического давления на Запад. Сторонники другой точки зре­ния исходят из необходимости превращения области в мост со­трудничества Европы и России. С точки зрения реализации этих функций, подходы колебались от унифицированного, т.е. тракто­вания области как обычного субъекта РФ, до предоставления ей широкой автономии с особым режимом экономической деятель­ности.

На динамику этих противоречий большое влияние оказывали состояние экономики и акценты в проводимой экономической политике, изменения во внутриполитической ситуации и, в част­ности, соотношение сил между центром и регионами.

Тем не менее был принят Федеральный закон «Об особой эко­номической зоне в Калининградской области», вступивший в силу 31 января 1996 г., и подписан Договор о разграничении предме­тов ведения и полномочий между органами государственной вла­сти РФ и Калининградской области.

Федеральный закон установил существенные экономические льготы, имеющие прежде всего компенсирующий характер. Че­рез особый экономический режим центр как бы компенсирует возросшие в результате геополитических и рыночных изменений затраты на транспортные связи эксклава с Россией и выполнение им общегосударственных функций.

Главным механизмом реализации Особой зоны, согласно За­кону, стал беспошлинный режим. Субъекты внешнеэкономичес­кой деятельности за исключением оборонных освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при тамо­женном оформлении при условии, если товар произведен или потребляется в области. Товар, произведенный в области, выво­зится беспошлинно на остальную часть таможенной территории РФ. Критерием областного происхождения товара является ве­личина добавленной стоимости его производства — не менее 30%, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, — не менее 15%.

Одновременно региональные власти стремились обеспечить

области прямую бюджетную и внешнеполитическую поддержку со стороны Федерального центра в реализации проектов реструк­туризации экономики. Для этой цели весной 1996 г. были при­няты Указ Президента РФ и Постановление Правительства РФ о государственной поддержке создания сборочного производства легковых автомобилей, а осенью 1997 г. был утверждена феде­ральная целевая программа развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998 - 2005 гг.

Применение льготных режимов в соответствии с разными пра­вовыми актами, принятыми в 1992 — 1995 гг., и в рамках Особой зоны с февраля 1996 г. показывает, что они стимулировали преж­де всего развитие внешней торговли, а в ее составе преимуще­ственно импорта. За 1992 - 1999 гг. экспорт увеличился с 91 до 384 млн. долл., а импорт — с 54 до 824 млн. долл. (товары и услуги). Причем максимальный уровень экспорта был отмечен в 1996 г. — 480 млн. долл., а импорта — 1286 млн. долл. в пред­кризисный 1997 г. Причем в значительной мере речь идет о по­среднической торговле, поскольку не менее трети экспортируе­мых товаров произведено в других регионах, более половины импорта вывозится за пределы области. В экспорте области пре­обладают нефть, металлы, целлюлоза, удобрения, продукция мор­ского рыболовства, алкогольные напитки. В импорте преоблада­ют нефтепродукты, продукты питания, подержаные автомобили, промышленные потребительские товары. Следует подчеркнуть, что внешняя торговля — наиболее криминализированная сфера об­ластной экономики.

Область не стала привлекательной для российских и иност­ранных инвесторов. За 1992 - 2000 гг. общий объем иностран­ных инвестиций составил около 136 млн. долл., объем ПИИ со­ставил 74,4 млн. долл. или около 80 долл. на одного жителя, что в два раза ниже среднероссийского уровня. Нахождение области в первом десятке российских регионов по количеству предприя­тий с иностранными инвестициями (около 1600) свидетельствует о том, что это предприятия с небольшими уставными фондами, работающие преимущественно в сфере торговли и посредниче­ства. В сумме предприятия с иностранными инвестициями дают около 10% от общего производства товаров и услуг в области.

Вместе с тем признаком начавшейся реструктуризации эко­номики области следует рассматривать реализацию соглашения ЗАО «Автотор» с южнокорейской компанией KIA и германскойBMW о создании автосборочных заводов на базе свободных про­изводственных площадей судостроительного завода «Янтарь» и

180

181

бывшего завода «Калининградбуммаш». В данном случае речь идет о контрактных совместных предприятиях, в рамках кото­рых иностранная фирма ввозит оборудование и обеспечивает ком­плектующими, а возмещение затрат получает в виде части при­были от реализации продукции. В 1997 г. была начата сборка корейских, в 1999 г. — немецких автомобилей. В 2000 г. было собрано 2000BMW и 1200KIA.

Несмотря на определенные протекционистские меры, Калинин­градский порт не смог повысить свою привлекательность для эк­спортеров и импортеров из России и других стран СНГ. С точки зрения внутренних транспортных затрат и качества портового обслуживания, он уступает всем другим портам-конкурентам. Отчасти это объясняется острой конкуренцией портов Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии и Польши за российские грузы, ко­торую не выдерживает Калининград. Планы создания в области крупного транспортно-распределительного центра для внешней торговли России и других стран СНГ посредством ОЭЗ оказыва­ются под большим сомнением.

В целом применение льготного режима не сопровождалось общим повышением доходности экономики, но в то же время способствовало ее поляризации. В экономике области сложилось два обособленных сектора. Один, более благополучный, тесно свя­зан с внешней торговлей. Другой, депрессивный, ориентируется прежде всего на внутренний рынок и тесно связан с федераль­ным бюджетом. Это, прежде всего, предприятия ВПК и обслужи­вающие воинский контингент. С первым сектором, который смог воспользоваться плодами либерализации и особого статуса, связа­на меньшая часть населения и экономики области.

Международные связи Калининградской области за 1992 -2000 гг. заметно расширились. Область участвует в заседаниях Совета государств Балтийского моря. На ее территории реализу­ются несколько проектов по линии «Тасис» и ЕБРР.

Особо следует отметить значение экономических отношений с соседними Польшей и Литвой. На эти две страны приходится 34-36% экспорта и 25-30% импорта области. Между Калининг­радской областью и соседним Поморским воеводством Польши заключено соглашение о сотрудничестве. Подобные договоры зак­лючены с Польшей и Литвой на уровне местного самоуправле­ния. В феврале 1998 г. вместе с соседними административно-тер­риториальными единицами Польши, Литвы, Швеции и Дании Калининградская область подписала соглашение о создании ев-рорегиона «Балтика».

Важность отношений с соседними странами иллюстрирует тот факт, что ужесточение визового и таможенного режима, введен­ное Польшей с 1 января 1998 г., сильно ударило по челночной торговле, которая является источником доходов многих калинин­градцев.

Отношение зарубежных стран к области определяется неус­тойчивой экономической и финансовой политикой России, сохра­нением за областью ее военно-политических функций, стремле­нием определенных политических кругов в соседних странах по­ставить под вопрос статус области. Неопределенность в политике Запада отражает его низкая инвестиционная активность. Харак­терным является то, что среди стран-инвесторов выделяются Франция, Швеция и Дания, а не ближайшие соседи. В частности Германия заметно уступает этим странам. Правда, германские компании непосредственно или через подставные фирмы контро­лируют многие ведущие предприятия региона. Иностранных ин­весторов в области сдерживает малая емкость регионального рынка, обособленность от рынка России и незаинтересованность в разви­тии экспортных производств.

Экономические интересы зарубежных стран, прежде всего со­седних, связаны с созданием в области производств, ориентиро­ванных на российский рынок и рынок стран СНГ.

Приграничное и приморское положение, а также статус ОЭЗ Калининградской области объясняют довольно слабое областное законодательство, стимулирующее внешнеэкономическую деятель­ность. Среди принятых в регионе документов следует выделить «Комплексную программу привлечения отечественных и иност­ранных инвестиций в экономику области в 1996 - 1997 гг.», а также областной Закон «О локальных свободных экономических зонах в Калининградской области» от октября 1997 г., в котором определены нормативно-правовые условия создания таких зон.

Ситуация с Калининградской областью заметно обострилась в связи с предстоящим расширением НАТО и ЕС на восток и неиз­бежным ужесточением торгового, визового и транзитного режи­мов. Ситуацию осложняет противоречие статуса ОЭЗ и Налогово­го кодекса, который не предусматривает каких-либо региональ­ных налоговых льгот.

Сегодня при весьма явных угрозах для Калининградской об­ласти отсутствуют ясные идеи по развитию области в новых ус­ловиях. Один из новых подходов связан с использованием ее как полигона отработки модели взаимодействия России с ЕС. Прак­тически это означает создание эффективного механизма рыноч-

182

183

ного использования положения области на стыке Центральной, Восточной и Северной Европы.

Опыт существования ОЭЗ свидетельствует о том, что сам по себе льготный таможенный режим недостаточен. Для реструк­туризации экономики области необходимо определение ее фун­кций в европейском экономическом пространстве и осуществле­ние совместных усилий с ЕС по привлечению необходимых инве­стиций.