10.Тактика допроса малолетних и несовершеннолетних потерпевших по уголовным делам об изнасиловании.
Допрос несовершеннолетней потерпевшей, как правило, представляет собой наибольшую сложность. Приступая к данному следственному действию, следователь сам должен четко представлять, какие группы вопросов ему необходимо выяснить в ходе допроса. Начать допрос целесообразно с выяснения обстоятельств, которые бы характеризовали несовершеннолетнюю потерпевшую и позволили бы составить представление о ней. Чтобы правильно оценить действия и показания потерпевшей необходимо понять, почему именно она стала жертвой изнасилования, какие обстоятельства способствовали этому. Существует ряд виктимологических факторов, которые могли стать условием, способствующим совершению преступления. Важно правильно сформулировать перед потерпевшей вопросы, позволяющие выяснить эти факторы. К числу таких вопросов можно отнести следующие:
Каков возраст потерпевшей, где и с кем она проживает, чем занимается, кто родители, есть ли братья и сестры, какие отношения складываются между членами семьи?
Какие отношения у несовершеннолетней потерпевшей сложились с матерью и отцом?
Знают ли родители о совершенном в отношении нее преступлении?
С кем дружит потерпевшая, как проводит свой досуг?
Как складываются отношения с одноклассниками?
Как потерпевшая относится к себе (считает ли себя красивой, симпатичной или наоборот непривлекательной, почему она так считает)?
Что потерпевшая знает о сексуальной жизни; откуда она получила эти сведения?
Встречается ли потерпевшая с парнями, живет ли половой жизнью и если да, то, как давно?
9. Где, когда, при каких обстоятельствах совершено преступление?
10. Имело ли место изнасилование или какое-либо другое преступ- ление? Было ли насилие, в чем оно выражалось (удерживание, нанесение ударов по телу, толкание, преграждение дороги или угроза причинения телесных повреждений, убийства, расправы с близкими ей людьми, разглашения сведений, позорящих потерпевшую и т.д.)?
Оказывалось ли потерпевшей сопротивление, какое, в чем оно выражалось, а если нет, то почему?
Кто является преступником (взрослый или несовершеннолетний, один или в группе, знакомый или незнакомый), если знакомый, то, как давно потерпевшая знает его; в каких отношениях находится с ним; жила ли с ним ранее половой жизнью; почему знакомый совершил с ней насильственный половой акт?
Если преступник является незнакомым, то где и при каких обстоятельствах встретились; какие его приметы?
Были ли свидетели совершения преступления, если да, то кто и что они могли видеть?
Рассказывала ли потерпевшая о случившемся кому-либо, если да, то кому именно и что?
В чем была одета потерпевшая в момент совершения преступления и что сделала с одеждой (стирала, зашивала, выбросила)?
Где находятся орудия, которые применялись в ходе преступления (нож, пистолет, веревка, при помощи которой удерживали потерпевшую)?
На каких объектах должны были остаться следы пальцев рук, обуви, как преступника, так и самой потерпевшей?
Остались ли на месте происшествия личные вещи преступника и потерпевшей?
Какое состояние у потерпевшей было да начала преступления (нормальное, подавленное, болезненное, состояние алкогольного или наркотического опьянения), кто привел ее в такое состояние (сама, преступник)?
Предполагала ли потерпевшая возможность совершения в отношении нее изнасилования и при каких обстоятельствах?
В какой момент потерпевшая поняла, что ей угрожает опасность?
Оценила ли потерпевшая ситуацию, как безвыходную?
Что потерпевшая чувствовала (страх, тревогу, безразличие)?
25. Когда и почему потерпевшая приняла решение обратиться в правоохранительные органы с заявлением о преступлении?
Любые показания потерпевшей по делам об изнасиловании подлежат оценке следователем. Осуществляется она как в ходе следственного действия, так и после его завершения. Но в наиболее развернутом, последовательном виде эти мыслительные операции все же проводятся после завершения следственного действия.
- Вопросы по криминалистической методике
- 1.Значение следственной и судебной практики в разработке частных методик расследования отдельных видов и групп преступлений.
- 2.Связь криминалистической методики с другими разделами науки криминалистики, а также с другими науками.
- 3.Понятие и содержание обстоятельств, подлежащих доказыванию в криминалистической методике.
- 4.Особенности раскрытия и расследования убийств, сокрытых инсценировками.
- 5.Особенности раскрытия и расследования убийств, сопряженных с расчленением или обезображением трупа.
- 7.Особенности раскрытия и расследования насильственных преступлений, носящих серийный характер.
- 8.Особенности раскрытия и расследования детоубийств.
- 9.Особенности разоблачения ложных показаний подозреваемого (обвиняемого) по уголовным делам об изнасиловании.
- 10.Тактика допроса малолетних и несовершеннолетних потерпевших по уголовным делам об изнасиловании.
- 11.Криминалистическая характеристика краж.
- 12.Особенности возбуждения уголовного дела. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам о кражах.
- 13.Типичные следственные ситуации, версии и планирование расследования уголовных дел о кражах на первоначальном этапе.
- 14.Особенности производства отдельных следственных действий по уголовным делам о кражах.
- 15.Особенности расследования грабежей и разбоев.
- 16.Использование информации о краже, ее оценка и принятие решения о возбуждении уголовного дела.
- 17.Система следов, образующихся на месте совершения квартирных краж, и экспертизы, проводимые для их исследования.
- 18.Тактика осмотра места происшествия в помещении при расследовании краж.
- 19.Использование данных криминалистических учетов, помощи общественности и средств массовой информации в установлении и розыске преступника и похищенного имущества.
- 20.Изучение личности подозреваемого при расследовании краж.