logo
Таможенные преступления - Сучков Ю

§ 3. Преступления в сфере внешнеэкономической

деятельности, посягающие на установленный

порядок, регулирующий международное культурное

сотрудничество и поступление в бюджет

государства таможенных платежей

Эта группа включает в себя невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей, являющихся национальным достоянием (ст. 190), и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194).

Невозвращение на территорию Российской

Федерации предметов художественного, исторического

и археологического достояния народов Российской

Федерации и зарубежных стран

Статья 190 УК РФ предусматривает:

«Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, –

наказывается лишением свободы на срок до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой».

Непосредственным объектомисследуемого преступления следует считатьобщественные отношенияв сфере внешнеэкономической деятельности, регулирующиеустановленный порядок возвращения культурных ценностей на территорию Российской Федерации, ранее вывезенных за границу и подлежащих обязательному возвращению в установленный срок в соответствии с действующим российским законодательством и международными соглашениями.

Предметомпреступления могут быть не всякие культурные ценности, а лишь те движимые предметы, которые подпадают под действие статей 6, 7 и 9 Федерального закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 года, принадлежат к особо ценным объектам культурного наследия Российской Федерации и взяты под особую охрану государством как национальное достояние России и зарубежных стран. Поскольку слово «достояние» означает безраздельную принадлежность тех или иных объектов материального мира кому-нибудь55, следует полагать, что «предметом» исследуемого преступления следует считать вещь, изделие, произведение и т.п., которые не подлежат вывозу из Российской Федерации или ввозу в нее без обязательства их обратного возвращения собственнику или владельцу.

Эти предметы не могут быть проданы, переданы в дар, и если перемещаются в другую страну, то только временно и в строго определенных законом целях: 1) для реставрационных или научных исследований; 2) в связи с разнообразной артистической деятельностью; 3) в иных необходимых для Российской Федерации случаях; 4) на оговоренный сторонами срок, по истечении которого они должны быть возвращены его собственнику, если установленный срок не будет продлен в соответствующем договоре или ином соглашении.

Объективная сторонапреступления заключается в пассивном поведении субъекта по отношению к взятой на себя обязанности – возвратить в установленный в соглашении срок на территорию Российской Федерации предметы художественного, исторического и археологического достояния, ранее вывезенные за пределы ее территории на выставки, реставрацию, для использования в концертной деятельности и т.п.

При этом необходимо учитывать, что уголовная ответственность за невозвращение культурных ценностей из-за границы может наступить лишь в случаях, когда такое невозвращение стало результатом неуважительных причин.

Под уважительными причинами, исключающими уголовную ответственность, следует понимать объективные обстоятельства, лишившие лицо, вопреки его воле, возвратить из-за границы в Российскую Федерацию временно вывезенные с ее территории культурные ценности с обязательством их обратного ввоза в срок, установленный договором или иным международным соглашением.

Такими причинами могут быть: 1) стихийные бедствия, военные действия, межнациональные конфликты и т.п., в результате которых культурные ценности, временно вывезенные за границу, были уничтожены либо создались условия, сделавшие невозможным их возвращение в установленный срок; 2) похищение за границей культурных ценностей, лишившее лицо, принявшее на себя письменное обязательство об их возвращении на территорию Российской Федерации, выполнить эту обязанность; 3) болезнь или иные помехи, принудившие лицо нарушить установленный срок возвращения в Российскую Федерацию культурных ценностей, временно вывезенных с территории России за границу, с обязательством их обратного ввоза56.

Субъектомпреступления является должностное или иное лицо, на которое законом или другим нормативным актом возложена обязанность возвратить в установленный срок на территорию Российской Федерации ранее вывезенные за ее пределы культурные ценности.

К таким лицам относятся должностные лица органов власти и управления, а также должностные лица и иные служащие государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек и иных хранилищ культурных ценностей.

Субъектом преступления могут быть и физические лица, в частности, владельцы предметов и коллекций культурных ценностей, имеющих особое культурное или иное значение, если до временного законного вывоза их за границу, физические лица заключили об этом договор с Министерством культуры Российской Федерации.

Субъективная сторонапреступления, исходя из содержания диспозиции статьи 190 УК РФ, характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Мотивы и цель невозвращения для квалификации деяния значения не имеют.

Для правильной квалификации деяния по статье 190 УК РФ очень важное значение имеет установление в процессе предварительного следствия момента возникновения у субъекта намерения о невозвращении в Российскую Федерацию культурных ценностей, временно вывезенных с ее территории с обязательством их обратного ввоза. Деяние подпадает под признаки статьи 190 УК РФ независимо от того, когда возник умысел на невозвращение культурных ценностей в Российскую Федерацию – до или после их законного вывоза с территории РФ на территорию иностранного государства.

Некоторые ученые и практики полагают, что, если лицо в момент вывоза культурных ценностей уже имело умысел оставить их за рубежом, а обязательство об обратном ввозе этих предметов на территорию России представило в таможенные органы без намерения его исполнить, такие противоправные действия подлежит квалифицировать как контрабанду по признаку перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием документов57.

Представляется, что и в указанном случае действия субъекта не подпадают под признак «обманное использование документов», который, согласно статье 278 Таможенного кодекса РФ, обязательно предполагает предъявление таможенным органам с целью незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации поддельных, недействительных документов, либо полученных незаконным путем, либо документов, относящихся к другим товарам.

Только одно намерение в будущем не возвращать на территорию России вывозимые из нее культурные ценности с предъявлением таможенным органам подлинных документов на их вывоз не дает оснований считать перемещение этих предметов через таможенную границу РФ незаконным и квалифицировать как контрабанду.