Поражения, вооружения и военной техники
Указанный состав преступления предусмотрен статьей 189 Уголовного кодекса РФ, которая установила:
Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, –
наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок от трех до семи лет (в ред. Федерального закона РФ от 25.06.98 г. № 92 ФЗ).
Термин экспортв переводе с латинского и английского означает вывоз, а в международной торговле – вывоз товаров, капиталов, услуг и т.д. за границу для реализации на внешних рынках. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции и без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности, в случаях закупки лицом товара у российского лица и передачи его другому российскому лицу для переработки при условии последующего вывоза переработанного товара за границу47.
Следовательно, непосредственный объект исследуемого преступления можно связывать только с действиями, нарушающими установленный порядок экспорта перечисленных в законе товаров и услуг, который составляет лишь определенную часть внешнеэкономической деятельности.
Такой вывод прямо вытекает из содержания диспозиции статьи 189 УК, из которой усматривается, что для квалификации деяния по названной статье необходимо установить наличие трех обязательных обстоятельств: 1) специфических свойств экспортируемых предметов, перечисленных в диспозиции этой статьи, сущность которых заключается в возможности их двойного применения, то есть, с одной стороны, предназначение для производства продукции только мирного гражданского характера и, с другой – одновременная пригодность для создания и производства вооружения и военной техники и, в частности, оружия массового поражения или средств его доставки; 2) специального экспортного контроля за вывозом товаров и услуг двойного назначения на внешние рынки для реализации (передачи, обмена); 3) незаконности такового вывоза за пределы Российской Федерации, то есть в нарушение или в обход специального экспортного контроля.
Для предотвращения незаконного экспорта (вывоза) вышеназванных товаров и услуг из России, а также их возможного использования за рубежом для производства вооружения, военной техники и оружия массового поражения Президентом и Правительством РФ издан ряд указов и постановлений. Основными из этих нормативных актов являются: распоряжение Президента от 11 февраля 1994 г. № 74-рп «О контроле за экспортом из Российской Федерации отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники», постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. № 1172 «Об утверждении Положения о порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется48.
Названия товаров и услуг двойного назначения, незаконный экспорт которых влечет за собой уголовную ответственность, включены в специальный список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется, утвержденный указом Президента РФ от 26 августа 1996 года № 1268. Список состоит из двух частей: 1) сырье, материалы и оборудование; 2) технология и научно-техническая информация и включает в себя десятки разделов и сотни наименований, которые могут изменяться, дополняться и исключаться из этого списка.
В соответствии с положением «О порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения», утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 года, этот порядок складывается из: 1) подготовки и выдачи заключений о возможности экспорта товаров и услуг двойного назначения за пределы Российской Федерации; 2) выдачи лицензий заявителю на экспорт этих товаров и услуг; 3) таможенного оформления экспорта товаров и услуг двойного назначения.
Практически экспорттоваров и услуг двойного назначения, включенных в перечень, осуществляется только по разовым лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей России на основании заключения Комиссии по экспортному контролю при Правительстве Российской Федерации о возможности экспорта по каждой конкретной сделке со страной-импортером на поставку каждого предмета экспорта. Причем экспортируемые товары двойного назначения подлежат обязательному таможенному оформлению в установленном порядке.
В связи с вышеизложенным непосредственнымобъектом состава преступления, предусмотренного статьей 189 УК РФ, следует считатьобщественные отношения, регулирующие специально контролируемыйпорядок экспорта, то есть вывоза за границу для реализации на внешних рынках технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы за рубежом при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.
Предметомнезаконного экспорта являются: технологии, научно-техническая информация, сырье, материалы и оборудование двойного назначения, а также услуги такого же свойства.
Термин «технология» происходит от греческого «techne» – искусство, мастерство, умение – и означает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства продукции49.
«Информация» – от латинского «informatio», то есть разъяснение, изложение – представляет собой первоначально сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.)50
«Услуги» – действие, приносящее помощь другому51.
Из содержания этих терминов видно, что их нельзя относить к понятию «предмет контрабанды», пока они не найдут соответствующего «овеществления».
Для «технологий» и «научно-технической информации» это овеществление находит свое первоначальное воплощение в документальном оформлении (текстах, схемах, математических формулах, условных знаках и т.п.). Кроме того «технологии» и «научно-техническая информация» могут быть переданы представителю иностранного государства на территории России устно или путем ознакомления с соответствующей документацией, то есть не прибегая к их незаконному перемещению через линию таможенной границы.
Что же касается понятия «услуги», то их оказание также может быть осуществлено на территории России, то есть без непосредственного выезда за границу, а также на территории иностранного государства, например, после легального выезда за границу с какой-либо иной целью.
К «предмету преступления» статья 189 УК РФ относит также «сырье» и «материалы», которые по своему содержанию во многом сходны, а также «оборудование».
«Сырье»расшифровывается как сырые материалы, предметы, подвергавшиеся ранее воздействию труда и подлежащие дальнейшей переработке (например, добытая руда)52.
«Материалы»,в свою очередь, означают предметы, вещества, а также сырье, идущее на изготовление других предметов53.
Под «оборудованием», как и при контрабанде, следует понимать совокупность приборов, машин, механизмов и других устройств, которые могут быть использованы для изготовления оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
Объективная сторонаэтого преступления заключается в незаконном экспорте, то есть в вывозе вышеперечисленных предметов за границу в обход специального экспортного контроля, установленного Положением о порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется.
Обход специального таможенного контроля, в свою очередь, выражаетсяв вывозеуказанных предметов за границубез разрешенияна то уполномоченных государственных органов – Комиссии по экспортному контролю при Правительстве Российской Федерации и, как следствие этого, Министерства внешних экономических связей Российской Федерации и без соответствующей разовой лицензии.
Если экспортер представляет таможенным органам вышеуказанную лицензию, то она служит основанием беспрепятственного пропуска через таможенную границу за пределы Российской Федерации технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования двойного назначения.
Следовательно, экспорттоваров и услуг двойного назначения может быть признаннезаконнымтолько в случаеотсутствияу экспортера соответствующейлицензии, либо вывоза их за границуненадлежащим субъектомвнешнеэкономической деятельности,либо в страну, не включенную в список государств, в которые разрешена передача такой продукции54. Если он все же осуществит экспорт вышеозначенных предметов без лицензии помимо таможенных учреждений, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо с недекларированием или недостоверным декларированием, то такие действия должны влечь за собой ответственность по ч. 2 ст. 188 УК РФ, то есть за контрабанду.
Субъектомэтого преступления могут быть как должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, в компетенцию которых входит решение вопроса об экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования двойного назначения, так и представители государственной и негосударственной формы собственности, уполномоченные на осуществление такого экспорта, но нарушающие его порядок.
Субъективная сторона преступлениязаключается впрямом умыслевиновного, который должен охватывать его осознанием не только факт незаконного экспорта за пределы Российской Федерации предметов, перечисленных в статье 189 УК Российской Федерации, но также осознанием того, что эти предметы относятся к товарам и услугам двойного назначения, которые за границей могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения или военной техники. Причем при незаконном экспорте товаров и услуг двойного назначения умысел виновного направлен не только на их незаконный вывоз за пределы Российской Федерации, но, в конечном итоге, и на их продажу, передачу, обмен на внешнем рынке для производства гражданской продукции, не преследуя при этом цели использования этих товаров и услуг для создания оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
Если такая цель будет установлена в ходе предварительного или судебного следствия (например, были незаконно экспортированы технология либо научно-техническая информация специально для создания вооружения и военной техники, либо с целью оказания иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации), то такие действия подпадают не только под признаки статьи 189 но и статьи 275 УК РФ (государственная измена), поскольку в таком случае ущерб наносится как установленному порядку экспорта товаров и услуг двойного назначения, так и внешней государственной безопасности Российской Федерации, а также установленному порядку экспорта товаров и услуг двойного назначения.
- Калининградский государственный университет
- Юрий Иванович Сучков таможенные преступления
- 236041, Г. Калининград, ул. А. Невского, 14
- § 1. Структура и объекты преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
- § 2. Преступления в сфере внешнеэкономической
- Незаконный экспорт технологий, научно-технической
- Информации и услуг, сырья, материалов и оборудования,
- Используемых при создании оружия массового
- Поражения, вооружения и военной техники
- § 3. Преступления в сфере внешнеэкономической
- Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
- § 4. Наказания за преступления, совершаемые в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации